Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 82]

Судный осуществлял разбор тяжб между населением патриарших вотчин .
Приказы были открыты после учреждения патриаршей кафедры и первоначально заведовали делами патриаршей области.

Впоследствии их полномочия расширились на всю территорию русской церкви.
Соборное Уложение 1649 года оставило под управлением Патриаршего двора только патриаршую область.

Для управления другими областями принадлежащими церковной организации, учреждался Монастырский приказ.
Монастырский приказ был создан в 1650 году.
Он представлял собой государственное учреждение.
Во главе нового приказа был поставлен председатель выработавший
проект Соборного УложеЛ ния, князь И.И.
Одоевский .
Создание Монастырского приказа свидетельствует об усилении государственного аппарата.
По мнению составителей нового кодекса, учреждение приказа должно было закрепить подчинение церковных корпораций общей системе государственных органов.
Видится возможным предположить, что ограничение административных привилегий церкви содержит 37 статья XVII главы Соборного Уложения.
В данной статье речь идет о необходимости перехода на государственную службу некоторых категорий слуг церковных иерархов, владеющих купленными вотчинами.
После царского указа
1537 года (содержал разрешение на продажу «порозжих поместных земель») дворовые дети боярские и прочие слуги патриарха и других высших церковных иерархов обзавелись купленными вотчинами.
Статья 37 право владения купленными вотчинами оставила только за детьми боярскими.
Для остальных ставилось условие: «...

Тех патриарших, и митрополичих, и архиепископиих, и епископиих дворовых людей по тем вотчинам написати в государеву службу...
А кто ...
служить не
хочет, и у него купленная вотЦыпин В.
Церковное право.
С.
232.
Три века.
Исторический сборник / под ред.
В.В.
Капланина С.
188.
82
[стр. 43]

88 Глава XII Соборного Уложения отразила привилегии в области суда, оставленные за патриархом: “Иа патриарших приказных и на дворовых людей и на детей боярских и на крестьян и на всяких чинов людей, которые живут в патриарших вотчинах… суд давати на патриарший дворе…,,% Статья 3 фиксирует возможность подсудности патриарших людей светскому суду иск подается в суд, которому подсуден ответ -ч и к.
Статья 2 устанавливает ответственность судей, вершивших суд от имени патриарха, за неправый суд, приравнивая их к государственным судьям.
Из статьи также видно, что государственный суд стоит выше церковного, так как дела, решенные в патриарших приказах, можно было обжаловать в государев суд197 “… и но тому челобитью спорные дела ис патриарших приказов взносити к государю и ко всем боярам…“1’8 Таким образом, судебные привилегии церкви уменьшились:  духовенство попало под юрисдикцию гражданского Монастырского приказа;   церковь лишилась такого источника доходов как судебная пошлина;   люди, находящиеся на службе у патриарха и все жители патриарших вотчин подлежали церковному суду, однако решения этого суда могли обжаловаться в государственном суде.
 Учреждение Монастырского приказа имело значение и для облает и цс р ко в и о-а дм и п истрат ив и о й.
Российское законодательство X-XX вв.
1.3.
С.
157.
Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.
3.
С.
336.
Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.
3.
С.
157.
89 В России до принятия Соборного Уложения особым ведомст4! вом, своего рода государством в государстве, был Патриарший 194 I-.
/двор.
Подобно государственному аппарату патриарший двор включал в себя приказы.
Приказов было четыре:  Дворец ведал общим управлением патриаршими вотчимами;   Разряд учитывал патриарших служилых людей, назначал их на службу и определял поместное и денежное жалование;   Казенный в его компетенцию входило ведение финансами;   Судный осуществлял разбор тяжб между населением патриарших вотчин.200Приказы были открыты после учреждения патриаршей кафедры и первоначально заведовали делами патриаршей области.
Впоследст# вии их полн омоч ия расш ирил ись на всю терри тори ю русск ой церк„..
2« ви.
Собо рное Улож ение 1649 года остав ило под упра влени ем Патр иарш его двор а тольк о патри аршу ю облас ть.


[стр.,44]

Для упра влени я друг ими облас тями, прин адле жащи ми церко вной орган изаци и, учре ждал ся Мона стырс кий прик аз.
Мона стырс кий прик аз был созда н в 1650 году.
Он предс тавля л собой госуд арств енное учре жден ие.
Во главе новог о прик аза был поста влен предс едате ль, выра ботав
шей проек т Собо рног о Улож ения, князь П.И.
Одое в-с кий.20 2 194 Лбсолюнпм в [‘осени (XVII-XVIII вв.).
Сборник ciaicti /Отв.
ред.
Л.М.
Дружинин 2”° Ьогоявлснскпп С.К.
Прнкашыс судьи XVII в.
С.
1*1 v ’”’ 11,1,1 шш I?.
Церковное право.
С.
232.
’”” Три века.
Исторический сборник /11од ред.
В.13.
Каллаит.
С.
188.
90 Создание Монастырского приказа свидетельствует об усилении государственного аппарата.
По мнению составителей нового кодекса, учреждение приказа должно было закрепить подчинение церковных корпораций общей системе государственных органов.201 Видится возможным предположить, что ограничение административных привилегий церкви содержит 37 статья XVII главы Соборного Уложения.
В данной статье речь идет о необходимости перехода на государственную службу некоторых категорий слуг церковных иерархов, владеющих купленными вотчинами.
После царского указа
1573 года (содержал разрешение на продажу “порозжих поместных земель”) дворовые дети боярские и прочие слуги патриарха и других высших церковных иерархов обзавелись купленными вотчинами.204 Статья 37 право владения купленными вотчинами оставила только за детьми боярскими.
Для остальных ставилось условие:
“…Тех патриарших, и митрополичих, и архиепи-скоилих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам нанисати в государеву службу… А кто… служить не похочет, и у него купленная вотчина, взяв, отдати в раздачу, кому государь укажет”.205 Таким образом, законодатель преследовал цель пополнения государственных служилых людей за счет слуг церковных иерархов.
В целом, оценивая положения Соборного Уложения, можно отметить двойственное отношение законодателя к церкви.
С одной стороны, кодекс стремился ограничить экономическую мощь церкви и подчинить ее общегосударственной системе централизации, а с другой “ограждалось достоинство православной церкви”.
‘ Церковь бралась под защиту закона с целью оградить се учение, идеи и орга211,1 Рожков II.
Происхождение самодержавия в России.
С.
154.
2111 Российское чакоиодательство X-XX вп.
Т.
3.
С.
365.
“”^ Российское чаконодагельс!во X-XX вн.
Т.
3.
С.
187.
““1Й Россия пол скипетром Романовых.
1613-1913.
С.
58.
91 шпацию церковной жизни “от посягательств ее идейных противников и нарушителей установленного порядка”207 Щ ^ !”7 Маньков Л.Г, Уложение 1649 юла.
Кодекс феодальною праиа России.
С.
199.
92 2.2 Церковные преобразования во второй половине XVII века.
Во всей истории России и, конечно же, в истории русской церкви реформа Пикона оставила глубокий след.
В задачи работы не входит исследование религиозной стороны реформы.
Остановимся лишь па отдельных аспектах реформы, которые так или иначе повлияли па взаимоотношения власти светской и власти духовной.
Прежде всего, необходимо выделить причины церковной реформы.
В.О.
Ключевский видел причину реформы в “западном влиянии” на российскую действительность: “Если государству понадобился мастернемец, то церковь почувствовала нужду в учителе-греке или киевлянине”.
России предстояло преодолеть свою самобытность, и преобразовательные движения в государстве и церкви, но мнению историка, начались уже в XVII столетии.

[Back]