Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 83]

чина, взяв, отдати в раздачу, кому государь укажет» .
Таким образом законодатель преследовал цель пополнения государственных служилых людей за счет слуг церковных иерархов.
§2 Секуляризация церковной собственности в XVIII столетии.
Реформы Петра Великого стали центральными событиями в истории России первой
четверил XVIII столетия.
Среди прочих реформ была проведена и церковная реформа.
Церковная реформа Петра
I открыла новый этап в истории русской церкви, получивший в последствии название Синодального периода.
Причины реформы разнообразны, но основными можно считать следующие.
В начале XVIII в.
в России получила распространение теория
«естественного права».
Теория сочетала в себе «почитание Бога как творца вселенной» с представлением о том, что «неземная сила не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей» .
Соответственно должна измениться и роль церкви.
Духовная власть не только не может претендовать на преобладание над светской властью, но и быть равнозначной с ней.
Церковь должна быть подчинена окончательно государству.
Необходимо также было сломить оппозицию духовенства начавшимся реформам.
Недовольство духовенства проявлялось по-разному.
В среде высшей церковной иерархии продолжали развиваться идеи сильной, независимой от государства церкви.
Идея так называемого
«никонианства» вновь «захватила умы» иерархов, не поддерживающих петровские реформы.
Еще при восшествии на патриаршую кафедру, последний патриарх досинодального периода Адриан противопоставил европейской программе преобразований Петра
свою программу, в которой подчеркивалось, что долг русской церкви состоит в Российское законодательство Х-ХХ вв.
Т.З.
С.187.о Русское православие: вехи истории.
Под ред
Клибанова А.И.
С.
231.
83
[стр. 59]

имел важное значение по случаю суда над московским патриархом Никоном).
Астраханский архиепископ Иосиф “привлек расположение к себе Восточных патри-архов…, которые взяли его с собой в Москву”.
На соборе 1666 1667 годов, в котором участвовал и астраханский архиепископ, учитывая выше изложенные причины, было принято решение об открытии в Астрахани митрополии.
Саввинский И.
Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет.
С.
40.
290 Акты исторические.
Собранные и изданные Археографическою комиссией).
Т.
3, № 154.
291 Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 по 1902 год.
Составитель Бла гонравен М., Астрахань, 1902.
С.
18 119 Настольной грамотой Патриархов, Александирийского Паисия, Антиохийского макария и Московского Иоасафа.
Астраханскому Архиепископу Иосифу, на митрополию от 8 июни 1667 года была учреждена астраханская митрополия и астраханский архиепископ Иосиф был возведен в сан митрополита.292 Грамотой от 2 июля 1667 года астраханский митрополит наделялся теми же привелегиями, что и дру293 /”* гие русские митрополиты.
О значении, которое придавалось астраханской митрополии, свидетельствует тот факт, что она заняла в русской церковной иерархии высокое третье место.
До 1667 года в России существовало четыре митрополии: новгородская, казанская, ростовская и крутицкая.
В 1667 году вместе с астраханской были учреждены еще белгородская и тобольская митрополии.
Астраханская митрополия была поставлена “не только выше вновь образованных, но и превзошла старшинством древнейшие и исторически более почетные ростовскую и крутицкую кафедры”.294 Кроме этого, астраханский митрополит поучил право ношения саккоса, который являлся богослужебной принадлежностью только патриарха.
292 Акты исторические.
T.JV, № 196.
291 Акты исторические.
Т.
IV, № 196.
294 Саввинский И.
Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет.
С.
87 120 Глава 3.
Государство и церковь в первой четверти XVIII.
3.1.
Церковная реформа Петра Великого.
Реформы Петра Великого стали центральными событиями в истории России первой
четверти XVI11 столетия.
Среди прочих реформ была проведена и церковная реформа.
Церковная реформа Петра
1 открыла новый этап в истории русской церкви, получивший в последствии название Синодального периода.
Причины реформы разнообразны, но основными можно считать следующие.
В начале XVIII века в России получила распространение теория
“естественного права”.
Теория сочетала в себе “почитание бога как творца вселенной” с представлением о том, что “неземная сила не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей”.
Соответственно должна измениться и роль церкви.
Духовная власть не только не может претендовать на преобладание над светской властью, но и быть равнозначной с ней.
Церковь должна быть подчинена окончательно государству.
Необходимо также было сломить оппозицию духовенства начавшимся реформам.
Недовольство духовенства проявлялось поразному.
В среде высшей церковной иерархии продолжали развиваться идеи сильной, независимой от государства церкви.
Идея так называемого
“никонианства” вновь “захватила умы” иерархов, не поддерживающих петровские реформы.
Еще при восшествии на патриаршую кафедру, последний патриарх досинодального периода Адриан противопоставил европейской программе преобразований Петра
Русское православие: вехи истории.
Под ред.

(Спивакова Л.И.
С.
231.

[Back]