Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 84]

«верности всему восточному православию» .
Недовольство рядовых
священноП служителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество .
Церковные богатства рассматривались Петром I как один из источников государственных доходов.
Особенно остро потребность в
этом источнике встала после неудачного начала северной войны.
Во время правления Петра I развернулась деятельность так называемых
«прибыльщиков» Один из них, Андрей Курбатов, «особенно настойчиво» обращал внимание молодого царя на церковные богатства.
По его мнению, церковные имущества давали огромные доходы, которые
«погибали в прихотях владетелей» .
Еще одна причина церковной реформы состояла в
«печальном нравственном состоянии духовенства».
Необходимо было
«поднять русское духовенство» давши ему могущество науку, снабдивши его средствами восстановить свое учительское значение, свое нравственное влияние согласно с новыми потребностями» .
Видится возможным выделить три направления, по которым развивалась церковная реформа.

включение духовной власти в структуру государственной;
попытка секуляризации церковного землевладения; правовая регламентация духовного сословия.
Преобразования в области государственно-церковных отношений Петр I проводил постепенно.

Стоит согласиться с И.А.
Булыгиным, который а статье «Особая категория феодально-зависимых крестьян в первой четверти XVIII в.» выделяет четыре этапа реформы; первый этап 1701 1705 гг., его основными событиями стали восстановление Монастырского приказа и попытка полной секуляризации церковного землевладения; Карташев А.В.
Очерки по истории русской церкви.
Т.2.
С.
256.

2Русское православие: вехи истории.
Под ред Клибанова А.И.
С.
233.О
Никольсуий Н.М.
История русской церкви.
С.189.
Соловьев С.М.
История России с древнейших времен.
Кн.

8.
М., 1995.
С.109.
84
[стр. 60]

121 свою программу, в которой подчеркивалось, что долг русской церкви состоит в “верности всему восточному православию”.296 Недовольство рядовых священнослужителей проявлялось в многочисленных переходах в старообрядчество.297 Церковные богатства рассматривались Петром I как один из источников государственных доходов.
Особенно остро потребность в
том источнике встала после неудачного начала северной войны.
Во время правления Петра I развернулась деятельность так называемых
“прибыльщиков”.
Один из них, Андрей Курбатов, “особенно настойчиво” обращал внимание молодого царя на церковные богатства.
По его мнению, церковные имущества давали огромные доходы, которые
“погибали в прихотях владетелей”.298 Еще одна причина церковной реформы состояла в “печальном нравственном состоянии духовенства”.
Необходимо было
“поднять русское духовенство, давши ему могущество науку, снабдивши его средствами восстановить свое учительское значение, свое нравственное влияние согласно с новыми потребностями”.299 Видится возможным выделить три направления, по которым развивалась церковная реформа:включение духовной власти в структуру государственной;   попытка секуляризации церковного землевладения;   правовая регламентация духовного сословия.
Преобразования в области государственно-церковных отношений Петр I проводил постепенно.
Мы согласны с И.А.
Булыгиным, Карташев А.В.
Очерки но истории русской церкви.
Т.
2.
С.
256.

Русское православие: вехи истории.
Под ред.
Клибанова А.И.
С.
233.

Никольский Н.М.
История русской церкви.
С.
189.
Соловьев СМ.
История России с древнейших времен.
-Кн.

XVIII.
М., 1995.
С.
109.
122 который в статье “Особая категория феодальнозависимых крестьян в первой четверти XVII в.” выделяет четыре этапа реформы:первый этап 1701 1705 гг., его основными событиями стали восстановление Монастырского приказа и попытка полной секуляризации церковного землевладения;   второй этап 1705 1720 гг., его основным содержанием стал отказ от полной новой секуляризации церковного землевладения и переход к частичной;   третий этап 1720 -1721 гг., его основными событиями стали ликвидация патриаршества и учреждение Священного правительствующего Синода;   четвертый этап 1722-1725 гг., его содержанием стала попытка разработать и ввести штаты для всех церковных имений.300  Однако, следует отметить, что первые мероприятия Петра I, направленные на “огосударствление” церкви и подрыв ее материальной основы, проводились еще во второй половине 90-х годов XVII века.
В 1697 году были приняты решения о взятии под контроль хозяйств архиерейских домов и монастырей и запрещении монастырям всякой строительной деятельности.301 В 1698 году царским указом прекращалась выплата казенной руги (т.е.
денег и хлеба) церквам, имевшим 302

[Back]