Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 86]

Полномочия местоблюстителя, по сравнению с прежними, патриаршими, значительно ограничиваются.
Первоначально за местоблюстителем в полном объеме остались так называемые
«духовные дела» «дела, возникавшие в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в отправлении богослужений» .
Блюститель патриаршего престола также решал вопросы, связанные с назначениями на церковные должности.
Но здесь его полномочия ограничивались монаршей волей, так как Стефан Яворский часто проводил решения уже принятые царем.
Патриаршие функции в экономической области были переданы восстановленному Монастырскому приказу.

Однако даже оставленную долю власти блюститель
патриаршева престола не мог отправлять единолично.
Церковное управление осуществлялось с помощью совещания иерархов и Монастырского приказа.
При решении всех важнейших вопросов, касающихся духовной области, местоблюститель должен был совещаться с другими церковными иерархами, которые попеременно вызывались в столицу.

Собрание иерархов как и прежде назывались «Освященными соборами».
Но даже решения «Освященных соборов» должны были подаваться па утверждение Петру I.
Монастырский приказ был восстановлен в 1701 г.
Со следующими функциями:
управление имуществом патриаршего и архиерейских домов; управление имущественно-хозяйственной деятельностью монастырей, в том числе и регламентация их расходов; сбор доходов с церковно-моностырских земель.
Кроме перечисленного, к ведению Монастырского приказа относились
«суд и расправа» над «патриаршими и архиерейскими приказными людьми» .
Русское праволавие: вехи истории.
Под ред Клибанова А.И.
С.

231.
История Российской Церкви.
Цензор Морского Собора Протоирей Тимофей Никольский.
СПб., 1845.
С.337.
86
[стр. 61]

угодья и приходские дворы.
Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв.
Сб.
статей.
Отв.
ред.
Павленко И.И.
М., 1975.
С.190191.
301 Одинцов М.И., Пинкевич В.К., Редькина О.Ю.
Государственно-церковные отношения в политической истории Россни/Государственно-церковные отношения в России.
Под, Ред.
Овсненко Ф.Г., Трафимчука Н.И.-Ч.1.С.39.
102 Одинцов М.И., Пинкевич В.К., Редькина 0.10.
Государственно-церковные отношения в политической истории России/Государственно-цсрковные отношения в России.
Под.
Ред.
Овсненко Ф.Г., Трафимчука Н.И.-Ч.1.С.39.
123 В 1700 году умер патриарх Адриан.
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский.
Местоблюстители назначались каждый раз после кончины патриархов до избрания нового патриарха, но на этот раз традиционная фаза местоблюстительства затянулась на два десятилетия.
Выбор Петра пал на Стефана Яворского не случайно.
По мнению Н.М.
Никольского местоблюститель был “совершенно чужд и по образованию и по взглядам коренному русскому епископату” и “хорошим церковным оратором, но очень слабым администратором”.303 Таким образом, сложилась ситуация при которой, с одной стороны церковная оппозиция не получала поддержки со стороны местоблюстителя, с другой через него можно было проводить выгодную государственной власти политику.
Полномочия местоблюстителя, по сравнению с прежними, патриаршими, значительно ограничиваются.
Первоначально за местоблюстителем в полном объеме остались так называемые
“духовные дела” “дела, возникавшие в связи с различными отступлениями от веры и неисправностями в отправлении -г “и 304 богослужении .
Блюститель патриаршего престола также решал вопросы, связанные с назначениями на церковные должности.
Но здесь его полномочия ограничивались монаршей волей, так как Стефан Яворский часто проводил решения уже принятые царем.
Патриаршие функции в экономической области были переданы восстановленному Монастырскому приказу.

Никольский Н.М.
История русской церкви.
С.
190 Русское православие: вехи истории.
Под ред.
Клибанова А.И.
С.234.

124 Однако даже оставленную долю власти блюститель патриаршего престола не мог отправлять единолично.
Церковное управление осуществлялось с помощью совещания иерархов и Монастырского приказа.
При решении всех важнейших вопросов, касающихся духовной области, местоблюститель должен был совещаться с другими церковными иерархами, которые попеременно вызывались в столицу.

Собрания иерархов как и прежде назывались “Освященными соборами”.
Но даже решения “Освященных соборов” должны были подаваться на утверждение Петру I.
Монастырский приказ был восстановлен в 1701 году.
Со следующими функциями:
управление имуществом патриаршего и архиерейских домов;   управление имущественнохозяйственной деятельностью монастырей, в том числе и регламентация их расходов;   сбор доходов с церковно-монастырских земель.
Кроме перечисленного, к ведению Монастырского приказа относились “суд и расправа” над “патриаршими и архиерейскими приказными людьми”.30

[Back]