Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 88]

мическую основу церкви, что в свою очередь должно было положительно повлиять на процесс огосударствления церкви.
Секуляризационные мероприятия начали проводиться с 1701 г.
С этого времени Монастырский приказ получил право управления всеми духовными вотчинами через назначаемых им светских управителей.
Все доходы вотчин поступали в кассу приказа, обратно на содержание церковных учреждений выдавались суммы лишь по штатам.
С.М.
Соловьев приводит следующие данные:
«Великий государь указал давать поровну как начальным, так и подначальным монахам, по 10 рублей денег, по 10 четвертей хлеба и дров»1Все же остальные средства поступали в государственную казну и шли на удовлетворение общегосударственных потребностей, главным образом па военные нужды, П.М.
Никольский приводит такие цифры « ...
из средств Монастырского приказа ежегодно отпускалось 15000 рублей на содержание одного полка и на Артиллерийский приказ 17000 рублей» .
В отечественной историографии существует мнение, что этот факт можно расценивать как полную фактическую секуляризацию духовных вотчин, хотя юридически Церковь не лишалась их.
Например, в
польО зу этой точки зрения высказывается А.М.
Булыгин в своих работах .
На первом этапе реформы (1701-1705 гг.) государственная власть в лице Монастырского приказа не только управляла, но и распоряжалась церковным и монастырским землевладением.
Так, например, широко практиковалась передача духовных вотчин в руки светских лиц.
В первые годы реформы было роздано в
«вечное владение», продано и сдано на оброк разным светским лицам около 300 дворов крестьянских земель» .
Например, в 1710г.
князю А.Д.
Меньшикову были пожалованы вотчины Савина монастыря в Новгородском и Казанском уездах.
Это были: приписной Николаевский Медведский монастырь 1Соловьев С.М.
Сочинения.
Кн.
8.
Т.15.
С.91 Никольсуий Н.М.
История русской церкви.
С.191.О См.: Церковь, общество и государство в феодальной России.
Сб.
статей отв.
Ред.
Клибанов А.И.
С.299.
Дворянство и крепостной строй PocchhXVI ХУШвв .
От вред Ивленко И.И.
С.190-191 Дворянство и крепостной строй PocchhXVI —ХУШвв .
От вред Ивленко И.И.
С.190191 88
[стр. 62]

С 1707 года ведению Монастырского приказа передана патриаршая типография.
С этого времени “сочинение, перевод, издание книг, даже исправление библии, порученное главному наблюдению Стефана, шло мимо местоблюстителя”.306 Во главе Монастырского приказа Петр I поставил своего сподвижника боярина Мусина-Пушкина И.А.
История Российской церкви.
Цензор, Морского Собора Протоирей Тимофей Никольский, С-Пб., 1845.С.337.
306 Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.485.
i 125 Таким образом, блюститель патриаршего престола не обладал р.еальной церковной властью.
Уже с начала XVIII столетия прослеживается коллегиальное управление церковью и контроль со стороны государства.
С.
Князьков предположил удачное сравнение: “Если в обязательном освященном соборе из ежегодно созываемых по очереди архиереев при местоблюстителе можно видеть прообраз святейшего Синода, то начальник Монастырского приказа выступает со«? к 307 всем как предок синодского обер-прокурора .
После учреждения правительствующего Сената, в 1711 году, церковь попадает еще в большую зависимость от государственной власти.
С этого времени “все управление как мирские, так и духовные должны были повиноваться указам Сената, как царским указам”.308 Сенат наделялся некоторыми функциями в сфере церковного управления: так, например, Сенат участвовал в подборе кандидатов на должности архиереев; давал распоряжения о строительстве церквей на вновь присоединенных территориях.
В начале XVIII столетия очередной раз поднимается проблема церковного землевладения.
Однако, если в предшествующие эпохи речь шла только о сдерживании роста церковного землевладения и установлении государственного контроля над церковными и монастырскими землями, то теперь речь идет о секуляризации церковного землевладения.
Острота проблемы обуславливалась с одной стороны потребностью использовать церковно-монастырские имущества для нужд государства, с другой необходимостью подорвать экономическую основу церкви, что в свою очередь должно было положительно повлиять на процесс огосударствления церкви.
Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.484.
Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.485.
126 Секуляризационные мероприятия правительства Петра I начали проводиться с 1701 года.
С этого времени Монастырский приказ получил право управления всеми духовными вотчинами через назначаемых им светских управителей.
Все доходы вотчин поступали в кассу приказа, обратно на содержание церковных учреждений выдавались суммы лишь по штатам.
СМ.
Соловьев приводит следующие данные:
“великий государь указал давать поровну как начальным, так и подначальным монахам, по 10 рублей денег, по 10 четвертей хлеба и дров”.309 Все же остальные средства поступали в государственную казну и шли на удовлетворение общегосударственных потребностей, главным образом на военные нужды.
Н.М.
Никольский приводит такие цифры “…из средств Монастырского приказа ежегодно отпускалось 15000 рублей на содержание одного полка и на Артиллерийский “X Ift приказ 17000 рублей”.
В отечественной историографии существует мнение, что этот факт можно расценивать как полную фактическую секуляризацию духовных вотчин, хотя юридически церковь не лишалась их.
Например, в
пользу этой точки зрения высказывается А.И.
Булыгин в своих работах.3” На первом этапе реформы (1701-1705 гг.) государственная власть в лице Монастырского приказа не только управляла, но и распоряжалась церковным и монастырским землевладением.
Так, например, широко практиковалась передача духовных вотчин в руки светских лиц.
В первые годы реформы было роздано в
“вечное вла309 Соловьев СМ.
Сочинения.
Кн.
VIII.
Т.
15.
С.91.

[Back]