Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 90]

полное распоряжение.
A ll наиболее крупных и богатых архиерейских домов и 60 таких же монастырей подверглись определению.
На содержание их выделялось определенное количество денег и хлеба, и та часть вотчин, с которых эти средства собирались, возвращалась владельцам, и они стали называться определенными, другая же часть вотчин, которая оставалась за определением, получила название
«заопределенных», они по-прежнему управлялись Монастырским приказом, и доходы с них поступали в казну»1.
Так, например, до определения в 1701-1705 гг.
общий доход Савина монастыря составлял 1706 рублей.
После реформы об определении почти 970 рублей стали поступать в казну.
Десятинная пашня уменьшилась с 864 десятин до 365,при этом в казну поступила 489 десятин.
Оборонный хлеб (до определения 92,5 четверти) был отобран у Савина монастыря полностью .
Таким образом, секуляризация распространилась только на заопределенные духовные вотчины.
Определение проводилось с 1705 по 1710
гг.
По его результатам в 1710г.
была составлена Генеральная табель, однако документ,
к сожалению, не сохранился.
Видимо, положение крестьян заопределенных вотчин было достаточно тяжелым, т.к.
в ведомости Монастырского приказа 1723 г.
сохранились сведения о займе хлеба крестьянами в рязанских заопределенных селах.
Крестьяне приписного к Савину Терехова монастыря Рязанского уезда, вошедшего в заопределение, были не в состоянии платить налоги в казну в 1742 г.
из-за «пустоты а и совершенной скудности» .
Такое положение объясняется тем, что правительство «было заинтересовано не столько в отобрании у духовенства его владений, сколько в получении с них определенных средств» .
В 1720 г.
Монастырский приказ неожиданно ликвидируется.

Это можно объяснить неэффективностью работы приказа.
Монастырский приказ
«со своим 1Церковь, общество и государство в феодальной России.
Сб.
статей отв.
Ред.
Клибанов.

См.: Булыгин И.А.
Указ.
соч.
С.
172.
3ОДДАС, СПб., 1913, т.
XIX, с.
449.
Булыгин И.А.
Указ.
соч.
С.
127.
90
[стр. 63]

310 Никольский H.M.
История русской церкви.
С.191.
311 Церковь, общество и государство в феодальной России.
Сб.
статей.
Отв.ред.
Клибанов
Л.И..
С.
299; Дворянство и крепостной строй России XV1-XVI1I вв.
Сб.
статей.
Отв.
ред.
Павленко Н.И.
С.190-191.
127 дение”, продано и сдано на оброк разным светским лицам около 300 дворов крестьянских земель”.312 Церковные земли кроме обычных государственных налогов, облагались всевозможными “запросными сборами и чрезвычайными ?У I Т повинностями”.
Однако уже в 1705 году политика в отношении духовных вотчин меняется, правительство отказывается от фактически проведенной секуляризации и переходит к частичной секуляризации.
И.А.
Бу-лыгин процесс перехода к частичной секуляризации описал следующим образом.
“Всем архиерейским домам и монастырям, у которых имелись небольшие владения, они возвращались в их полное распоряжение.
А 11 наиболее крупных и богатых архиерейских домов и 60 таких же монастырей подверглись определению.
На содержание их выделялось определенное количество денег и хлеба, и та часть вотчин, с которых эти средства собирались, возвращалась владельцам, и они стали называться определенными.
Другая же часть вотчин, которая оставалась за определением, получила название
“заопределен-ных”, они по-прежнему управлялись Монастырским приказом, и доходы с них поступали в казну”.314 Таким образом, секуляризация распространилась только на заопределенные духовные вотчины.
Определение проводилось с 1705 по 1710
год.
По его результатам в 1710 году была составлена Генеральная табель, однако документ не сохранился.
В 1720 году Монастырский приказ неожиданно ликвидируется.

312 Дворянство и крепостной строй России XVI-XVU1 вв.
С.
статей.
Отв.
ред.
Павленко Н.И.
М., 1975.
С.191.
313 Никольский Н.М.
История русской церкви.
С.191.
314 Церковь, общество и государство.
Сб.
статей.
Отв.
ред.
Клибанов А.И.
С.ЗОО.
128 Это можно объяснить неэффективностью работы приказа.
Монастырский приказ
“со своим ограниченным штатом не мог охватить и упорядочить заброшенное и рассредоточенное по всем областям государства монастырское хозяйство”.315 По этой причине продолжал функционировать прежний аппарат управления, но церковномонастырские служащие “вели дело нерачительно и усиленно занимались самообогащением”.316 Указом от 16 октября 1720 года управление заопределенных владений вновь передавалось их владельцам.
Однако доходы с этих вотчин по-прежнему должны были поступать в государственную казну.317 На последнем этапе церковной реформы Петра Великого (1721 -1725 гг.) секуляризационная политика правительства возобновилась.
И.А.
Булыгин в статье “Вопрос о секуляризации духовных вотчин в правительственной политике 20-х начала 60-х годов XVIII в.” выделяет три направления секуляризационной политики.
Первое направление сводилось главным образом к тому, чтобы розданные в управление своим владельцам заопределенные вотчины вновь вернуть под контроль государства, во всяком случае, обеспечить бесперебойное поступление в казну взимаемых с этих вотчин доходов.
Второе направление предусматривало установление в архиерейских домах и монастырях определенных штатов, а также сокращение численности монастырей и монахов и обращение высвободившихся средств на дело призрения и просвещения.
315 Русское православие: вехи истории.
Под.
ред.
Клибанова А.И.
С.237.

[Back]