Следует отметить, что приведенные направления секуляризационной правительственной политики не дали желаемых результатов. В интересующий период управление духовными вотчинами оставалось в руках Священного правительствующего Синода, в частности у Монастырского приказа, который был вновь восстановлен в марте 1721 г. и являлся уже структурным подразделением Синода. Таким образом, несмотря на этот факт, что управление сосредотачивалось в руках государственного органа Синода, имущественные интересы церкви на этом этапе были защищены. Анализируя секуляризационную политику первой четверти ХУШ в., можно сделать вывод, что она была крайне непоследовательной и противоречивой. Достаточно принести факт, что полная секуляризация духовных владении была заменена обратной передачей вотчин в распоряжение церковной организации. Непоследовательность политики в отношении церковных и монастырских имуществ можно объяснить «чрезвычайной остротой вопроса и резкостью столкновений общественных сил при его разрешении». В первой четверти ХУШ в. продолжился процесс консолидации сословий. В этот период духовенство «стало превращаться в такое же сословие, имеющее свои государственные задачи, свои права и обязанности, как шляхетство и горожане» . В большей степени реформа Петра I затронула черное (монашествующее) духовенство. Все мероприятия, относящиеся к черному духовенству, были подчинены трем целям; уменьшению числа монастырей; установлению более тяжелых условий для принятия в монашество; приданию монастырям практического значения: «Петр клонил к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, инвалидные дома и 1Русское православие: вехи истории. Под ред. Клибанова А.И. С. 236 “Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. С. 500. 1 92 |
316 Русское православие: вехи истории. Под ред. Клибанова А.И. С.237. 317 Именной Указ “О возвращении монастырям вотчин в их управление”. 16 октября 1720 года. // ПСЗ. Т. VI, № 3659. 129 Третье направление сводилось к стремлению передать хозяйственное управление духовными вотчинами полностью в руки государства. Это направление к концу правления Петра I выдвигается на первый план, так как ни постоянное поступление в казну заопреде-ленных доходов, ни введение штатов в архиерейских, домах и монастырях не представлялось возможным, пока управление находилось в руках церковных иерархов.318 Следует отметить, что приведенные направления секуляризаци-онной правительственной политики не дали желаемых результатов. В интересующий период управление духовными вотчинами оставалось в руках Священного правительствующего Синода, в частности у Монастырского приказа, который был вновь восстановлен в марте 1721 года и являлся уже структурным подразделением Синода. Таким образом, несмотря на этот факт, что управление сосредотачивалось в руках государственного органа Синода, имущественные интересы церкви на этом этапе были защищены. Анализируя секуляризационную политику первой четверти XVIII столетия можно сделать вывод, что она была крайне непоследовательной и противоречивой. Достаточно привести факт, что полная секуляризация духовных владений была заменена обратной передачей вотчин в распоряжение церковной организации. Непоследовательность политики в отношении церковных и монастырских имуществ можно объяснить “чрезвычайной остротой вопроса и резкостью столкновений общественных сил при его разреше319 НИИ. В первой четверти XVIII века продолжился процесс консолидации сословий. В этот период духовенство “стало превращаться в та318 Церковь, общество и государство в феодальной России. Отв. ред. Клибанов Л.И. С.304. 319 Русское православие: вехи истории. Под ред. Клибанова А.И. С.236. 130 кое же сословие, имеющее свои государственные задачи, свои права „и обязанности, как шляхетство и горожане”.320 В большей степени реформа Петра I затронула черное (монашествующее) духовенство. Все мероприятия, относящиеся к черному духовенству, были подчинены трем целям: уменьшению числа монастырей; установлению более тяжелых условий для принятия в монашество; приданию монастырям практического значения: “Петр клонил к тому, чтобы обратить монастыри в фабрики, училища, инвалидные дома и тому подобные полезные государствен эл I ные учреждения”. 30 декабря 1701 года Петром I издан указ, который обосновывал необходимость “жестких мер”. Этим же указом все монашествующие переводились на определенное содержание. Указ также ограничивал количество обслуживающего персонала (дьяков, келейников, монашеских родственников) и суживал круг лиц, которые могли поступать в монашество.322 В конце января 1721 года император издал еще один указ, который разделил монахов на две категории: “Кодни должны служить страждущему человечеству, |