Проверяемый текст
Арсеньева, Галина Витальевна; Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. : Историко-правовое исследование (Диссертация 1999)
[стр. 94]

Положение белого духовенства также подвергалось регламентации.
Мероприятия, проводимые в отношении белого духовенства, также имели определенные цели:
-сократить число гак называемого «бродячего поповства», т.е.
не имеющего мест; утяжелить условия для поступления в белое духовенство; -установить штаты для церквей.
Согласно нормам обычного права, когда места умерших священнослужителей занимали их дети, или кто-либо из ближайших родственников, считалось, что они больше подготовлены к священству.
Однако сложилось такое положение, что при некоторых церквах
численность «поповских детей, братьев, племянников, внуков, ждавших места, до пятнадцати человек» .
На всех лиц, ждавших
места, распространялись льготы, установленные для священнослужителей.
Естественно, что подобное положение не отвечало интересам государства.
В начале царствования Петра I безместные священники и их дети стали нести воинскую повинность, но в 1705 году повинность была заменена регулярным денежным сбором .
Государство стремилось установить жесткие правила вступления в духовное сословие.
Так, например, начиная с 1722 г.
из дворян, разрешалось принимать в духовное сословие только младших детей и притом по достижении ими 40 лет, из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада .

Одной из самых важных мер и отношении белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей.
В 1724 г.
император провел через Синод указ, устанавливающий штаты.
В указе говорилось:
«А по городам в соборах же, которые при Архиреях, быть Протопопам по 1-му, Ключарей 1Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.С.

476.
“История государства и права России.
Титов Ю.П.
М.: 1997.
С.131.
Там же.
94
[стр. 65]

2.другие образовывать из среды себя властей церковных”.
Перед обеими категориями были поставлены цели.
Первой категории монахов “вменялось в долг ходить за больными, ранеными Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.500.
1 Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.

С.506.
2 Русское православие: вехи истории.
Под ред.Клибанова А.И.
С.238.
3 История Негра Великого.
С.476.
131 воинами, за нищими, которых предполагалось помещать в монастыри, по два и по три человека на монаха, призревать покинутых младенцев,…обрабатывать земли, отведенные к монастырям”.324 Особое внимание законодателем уделялось регламентации положения служилых людей, содержащихся в монастырях.325 Вторая категория монахов должна была поставлять архиереев, так как “по обычаю архиереи могут быть только их монахов”326 и “писать книги для распространения истин религиозных в народе”.327 Для обучения монахов предполагалось открыть две духовные семинарии в Москве и в Петербурге.
Положение белого духовенства также подвергалось регламентации.
Мероприятия, проводимые в отношении белого духовенства, также имели определенные цели:
 сократить число так называемого “бродячего поповства”, т.е.
не имеющего мест;   утяжелить условия для поступления в белое духовенство;   установить штаты для церквей.
 Издавна на Руси сложился обычай, когда места умерших священнослужителей занимали их дети, или кто-либо из ближайших родственников, считалось, что они больше подготовлены к священству.
Однако сложилось такое положение, что при некоторых церквах
числилось “поповских детей, братьев, племянников, внуков, История Петра Великого.
С.476.
325 Например, высочайшая резолюция на докладные пункты синода “Об оддаче в больницы одбираемого от духовных в Тайную канцелярию имущества и о порциях служивым людям, содержимым монастырями”.
12 апреля 1722 года; Высочайшая резолюция на доклад “О даче определенным в монастыри офицерам и солдатам порции”.
12 октября 1722 года.
ПСЗ.
Т.
6, №3962, 4107.
326 Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.507..
327 История Петра Великого.
С.478.
132 ждавших места, до пятнадцати человек”.328 На всех лиц, ждавших „места, распространялись льготы, установленные для священнослужителей.
Естественно, что подобное положение не отвечало интересам государства.
В начале царствования Петра I безместные священники и их дети стали нести воинскую повинность, но в 1705 году повин-ность была заменена регулярным денежным сбором.
Государство стремилось установить жесткие правила вступления в духовное сословие.
Так, например, начиная с 1722 года из дворян, разрешалось принимать в духовное сословие только младших детей и притом по достижении ими 40 лет, из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада.330


[стр.,66]

Одной из самых важных мер в отношении белого духовенства стала попытка ввести определенные штаты для церквей.
В 1724 году император провел через Синод указ, устанавливающий штаты.
В указе говорилось:
“А по городам в соборах же, которые при Архиреях, быть Протопопам по 1му, Ключарей по 2, Попов по 5, Протодьяконов по 1-му, Дьяконов по 4, псаломщиков по 2, пономарей по 2 же человека”.331 Устанавливался также штат для разного рода категорий, обслуживающих церкви.
Так, например, при каисдом священнике могли служить только один дьячок и один пономарь.
* Штаты предполагалось вводить постепенно, по мере того “как будут вымирать лишние церковнослужители; архиереям же велено было не ставить новых Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.

С.501.
329 История государства и права России.
Отв.
Ред.
Титов Ю.П.
-М, 1997.
С.
131.
330 История государства и права России.
Отв.
ред.
Титов Ю.П.
С.
131.
331 Синодский Указ “О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад” 10 августа 1722 года.//ПСЗ.
T.VI, №4072.
312 Князьков С.
Из прошлого русской земли.
Время Петра Великого.
С.503.
133 священников, пока имеются в живых старые.
В апреле 1722 года по указанию Петра I Синод издал указ, запрещавший выдавать храмоз-дание грамоты без разрешения императора.
Таким образом создание новых мест для церковнослужителей ставилось под контроль государства.
В соответствии с Указом Сената от 12 июня 1722 года и Указом Синода от 10 августа 1722 года все безместные церковнослужители подлежали обложению подушной податью.334 Духовенство, как черное, так и белое, в первой четверти XVIII столетия привлекалось к всевозможным государственным повинностям.
Так, например, в 1704 году был организован драгунский полк под командованием начальника Монастырского приказа Мусина-Пушкина, состоящий из монастырских служителей и разночинцев.
Этот полк полностью содержался за счет духовенства: для уплаты жалования драгунам, покупки лошадей и фуража духовенство облагалось особыми сборами.
Кроме этого, монахи и церковнослужители /335 посылались на различные государственные работы.
Таким образом, в начале XVIII века государственная власть проводит мероприятия, направленные на окончательное подчинение церкви государству.
В частности:  предпринята попытка секуляризации церковного и монастырского землевладения (секуляризация распространилась на так называемые заопределенные вотчины);   введение штатов для церквей.
 Синодский Указ “О грамотах на построение церквей” 30 апреля 1722 года.// ПСЗ.
Т.VI, № 3991 314 Синадский Указ “О записке в подушный оклад безместных церковнослужителей”.
12 июня 1722 года; Синодский Указ “О штатах церковнослужителей при соборах и приходских церквах и о положении излишних и безместных в подушный оклад” 10 августа 1722 года.// ПСЗ.
Т.VI, № 4035, № 4072.
115 Русское православие: вехи истории.
Под ред.
Клибанова А.И.
С.238-239.
134 Итогами преобразований, проведенных в отношении духовного сословия, стали:  сокращение численности белого и черного духовенства;

[Back]