Проверяемый текст
Лысенко, Валерий Владимирович. Полиция дореволюционной России и противоправные проявления в области общественной нравственности (Диссертация 1998)
[стр. 42]

месяцев.
Было подготовлено 32 инструктора из числа околоточных надзирателей и городовых.
При проведении занятий использовался фотоальбом по самообороне, выпущенный в полицейском резерве.4 Губернские полицейские управления, не имевшие собственных резервов, испытывали насущную потребность в подготовке различных видов полицейских сил, которую могли удовлетворить лишь профильные учебные заведения.
Необходимость учреждения специальных полицейских школ не вызывала
у правительства никаких сомнений, однако действующее бюджетное законодательство не предполагало таких финансовых затрат.
Поэтому на местах, как правило, по инициативе губернатора и уездного полицейского начальства, с одобрения Министерства внутренних дел, стали создаваться разнообразные школы для обучения полицейских чинов.
Особое распространение получили школы для полицейских урядников и стражников.

Полицейский урядник, с момента создания этой должности в 1878 г., являлся как бы связующим звеном между становым приставом, назначавшимся, как правило, из дворян, имевших опыт службы и определенный уровень образования, и сотскими, избиравшимися из крестьян для несения полицейской повинности в сельской местности.

Обратить особое внимание на профессиональную подготовку именно этой категории чиновников было необходимо в связи с тем, что урядник постоянно находился в непосредственной близости с населением.
Также значительный объем полицейских функций по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений, проведению дознания по уголовным делам требовал достаточно высокий уровень общей и специальной подготовки.
При замещении должностей урядников уездной полиции министр внутренних дел граф Д.А.Толстой рекомендовал губернаторам отдавать предпочтение «вполне грамотным и развитым нижним чинам армии, снабженным при увольнении в запас или отставку рекомендательными свидетельствами от начальников частей, в коих они служили».1 Нижние чины уездной полицейской стражи при поступлении на службу должны были выдержать испытание, в ходе которого определялось: 1) для урядников умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и с обязанностями по расследованию преступлений; 2) для стражников умение читать и писать и «общее достаточное развитие».
Комплектование и обучение урядников стражи осуществлялась следующими способами.
По окончании 10 15-летней сверхсрочной службы, штабы военных округов откомандировывали желающих на срок до 6 месяцев для подготовки и испытания в знании обязанностей уездной полицейской стражи.
Затем составлялся кандидатский список лиц, имеющих право на получение мест урядников стражи.
При наличии вакансий, кандидат командировался к месту его новой службы с увольнением в запас или отставку.
Если кандидата не оказывалось, то вакансия замещалась из стражников по собственному усмотрению губернатора.
Для ознакомления стражников с действующим законодательством и порядком ведения делопроизводства, к каждому уездному полицейскому управлению прикомандировывалось по одному стражнику.
Заведование в губернии строевым обучением личного состава уездной полицейской стражи, а также обучением конных чинов верховой езде возлагалось на начальника губернского жандармского управления, которому присваивалось звание губернского инспектора полицейской стражи.
Организационные формы профессиональной подготовки полицейских служащих не были унифицированы, что порождало некоторые негативные моменты, однако позволяло максимально учитывать как местные особенности, так и контингент обучающихся.
Например, нижние чины Закавказской полицейской стражи в количестве около 40 человек, периодически собирались со всех уездов в особую команду с целью подготовки в течение 3-х месяцев кадров урядников и старших стражников.
Обучение чинов стражи было возложено на инспектора и офицеров стражи.
Первая школа для полицейских урядников была открыта в 1880 г.
в Перми.

Срок обучения в ней составлял три месяца.
После Пермской школы одной из старейших являлась Архангельская.
Она открылась в 1889 г., согласно циркулярному распоряжению министра внутренних дел № 3153 от 28 июля 1887 г.
Срок обучения составлял 2 месяца.
В школах для урядников кандидатам разъяснялось существо и пределы их прав и обязанностей, приемы и условия деятельности, ответственность за нарушения законов, объяснялись признаки преступлений.
Дальнейшая подготовка урядников возлагалась на уездных исправников.
Поддержку школам оказывало на только МВД и губернаторы, но и другие ведомства.
По выработайной МВД программе в полицейских школах преподавались как общеобразовательные, так и специальные предметы, к которым относились: 1) полицейский устав, 2) законоведение, 3) основы сыскной деятельности, 4) дрессировка и
[стр. 181]

Губернские полицейские управления, не имевшие собственных резервов, страдали от отсутствия возможности для подготовки квалифицированных кадров.
Кроме того, различные виды полицейских сил (жандармерия, уголовный сыск и т.д.) нуждались в разработке специальных программ подготовки и создании профильных учебных заведений, что не мог в полной мере обеспечить резерв.
Необходимость учреждения специальных полицейских школ не вызывала
никаких сомнений в среде правительства и предоставляла обширные возможности законодательным органам для закрепления в законоположениях основ устройства организации и деятельности данного вида заведений.
При постепенном росте общеобразовательного уровня в Российской империи, в МВД должна была быть соответствующая подготовка чиновников полиции, особенно в области законоведения, специальных дисциплин.
Однако действующее законодательство не предусматривало устройство полицейских школ.
Соответственно в бюджете государства отсутствовала статья расхода на содержание учебных заведений для полиции.
Министерство финансов не проявляло должной настойчивости в разрешении создавшейся ситуации, предполагая, что увеличение расходов на образование полицейских неминуемо приведет к необходимости повышения финансовых затрат для других категорий государственных служащих.
Этот пробел по необходимости восполняла практика.
На местах, как правило, по инициативе губернатора и уездного полицейского начальства, с одобрения
МВД стали создаваться разнообразные школы для обучения полицейских чинов.
Особое распространение получили школы для полицейских урядников и стражников.

Обращение серьезного внимания на профессиональное образование именно этой категории чиновников было обусловлено тем, что служебная деятельность урядника проходила в непосредственной близости с населением, а значительный объем полицейских функций по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений, проведению дознания по уголовным делам требовал

[стр.,182]

достаточно высокий уровень общей и специальной подготовки, моральных качеств.
Полицейский урядник, с момента создания этой должности в 1878 г., являлся как бы связующим звеном между становым приставом, назначавшимся, как правило, из дворян, имевших опыт службы и определенный уровень образования, и сотскими, избиравшимися из крестьян для несения полицейской повинности в сельской местности.

Первая школа для полицейских урядников была открыта в 1880 г.
в Перми,
со сроком обучения три месяца.
Созданная стараниями местного губернского начальства, она испытывала дефицит в материальных средствах на наем помещений, приобретение необходимых учебных пособий.
Учебный процесс держался исключительно на безвозмездном труде преподавателей и администрации.
Подобного рода проблемы преследовали большинство открывавшихся позднее полицейских школ.
МВД, реально идущее навстречу прогрессивным начинаниям губерний, выделяло денежные средства на эти нужды из остатков от сметных назначений по содержанию стражи.
Размер данных сумм был крайне ограниченным (от 150 до 4500 рублей в год), но больше МВД не могло предоставить, т.к.
само испытывало финансовые затруднения.
Средства, предоставляемые министерством, шли: на наем помещений для чиновников, их отопление и освещение; на оборудование школ необходимыми принадлежностями; на приобретение учебных пособий; на обеспечение продовольствием слушателей; на вознаграждение преподавателям из числа полицейских служащих.
Естественно, что выделяемых денег буквально хватало только на оплату найма помещений с отоплением и освещением, а без финансовой поддержки губерний и уездов школа не могла выполнять своего предназначения культивировать дисциплину, нравственность, любовь к Отечеству, науке.
Как ни значительны были трудности материального и организационного характера, все же процесс становления и развития системы полицейских школ имел прогрессивные тенденции.
Особенно заметное увеличение числа специальных учебных заведений произошло в начале XX в.
вследствие революцион

[Back]