Проверяемый текст
Ситковский Илья Викторович. Уголовная ответственность юридических лиц (Диссертация 2003)
[стр. 44]

44 1.2.
Особенности формирования института уголовной ответственности юридических лиц в России Публичная ответственность коллективных образований существует в разных формах на протяжении нескольких веков в законодательстве, как России, так и зарубежных стран.
Даже в те периоды, когда, в общем, существование публичной ответственности коллективных образований не признавалось, всякий раз в законодательстве существовали разрозненные нормы, которые позволяли привлекать коллективных субъектов права к публичной ответственности.
Первоначальные представления о признаках коллективных образований появились у древних римлян.
Однако римские юристы не делали попыток разработать понятие юридического лица.
Это связано в первую очередь с тем, что товарное производство, что пришло на смену натуральному хозяйству, проявлялось в основном в отношениях индивидуальных, а не коллективных товаровладельцев1.
В Х1-ХШ вв.
средневековые глоссаторы разрабатывали понятие корпорации как союза, признанного государством в качестве субъекта права, а их преемники канонисты различали в связи с этим понятия «лицо» и «человек» и начинали рассуждать о природе этого лица2.
Следует отметить, что одно из первых толкований понятия юридического лица в 1245 г.
дал папа Иннокентий IV.
Он считал, что юридическое лицо существует лишь в понятии и благодаря фикции, оно не одарено телом, а значит, не обладает волей.
Действовать могут
лишь члены, но не сама корпорация, потому корпорация не может ни совершить преступления, ни быть отлученной от церкви3.
1 Антонова ЕЛО.
Юридическое лицо как субъект преступления: опыт зарубежных стран и перспективы применения в России: Дисс...
канд.
юрид.
наук.
Владивосток, 1998.
2 Смолянинов Е.С.
Уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями, совершенными с использованием организационно-правовых форм юридического лица: Дисс...
канд.
юрид.
наук.
М., 2000.
3 Пионтковский А.А.
Учение о преступлении по советскому уголовному праву.
М.
1961.
[стр. 18]

18 % I с г Отлучались целые области и даже государства.
Но большинство людей, особенно в городах, были не столько подданными королей и графов, а, прежде всего, членами всевозможных союзов и корпораций (торговых и ремесленных, религиозных и светских).
От корпораций, порой даже в большей степени, чем от сюзеренов, зависела частная жизнь и благополучие обывателя, бюргера, мещанина.
Местные епархии, выполнявшие волю папского Рима, постоянно сталкивались с вопросом о возможности или невозможности отлучения тех или иных “хозяйствующих субъектов” от божьей благодати и милости церкви.
Для ответа на этот щепетильный вопрос необходимо было определить правовую природу подконтрольных субъектов.
Поэтому Римский папа Иннокентий IV в 1245 г.
в своей булле не только дал им определение, но и ввел новый термин для их правового обозначения.
“Юридическое лицо, — констатировалось в папском послании, — существует лишь в понятии и благодаря фикции, оно не одарено телом, а значит, не обладает волей.
Действовать могут
только его члены, но не сама корпорация, потому корпорация не может ни совершить преступления, ни быть отлученной от церкви”17 18.
Папская булла, понятно, относится скорее к сфере канонического права, нежели к цивилистике.
Тем не менее, приведенное толкование можно назвать своеобразным сакральным прологом к появлению научных теорий юридического лица.
Реально, исходя из насущных потребностей хозяйственного оборота и необходимости проведения кодификации законодательства, цивилистика обратилась к этой проблеме лишь в новое время (XVIII—XIX вв.).
В Европе, несмотря на отсутствие рабства и постепенное исчезновение иных форм личной зависимости, на первый план в хозяйственном обороте выступает не отдельный человек, а разнообразные коллективные, союзные формы (цеха, торговые союзы).
17 Курс советского уголовного права.
Общая часть.
Том 1/Под ред.
Н.А.
Беляева и М.Д.
Шаргородского.
ЛГУ., 1968.
С.
396.
'* Цит.
по: Дюверну а Н.Л.
Конспект лекций по гражданскому праву.
СГ16., 1886.
С.31-32.
1 »

[Back]