Проверяемый текст
Петров Михаил Петрович. Административная ответственность организаций (юридических лиц) (Диссертация 1998)
[стр. 99]

чественно, но и количественно.
Организаций больше чем юридических лиц.
Законодатель установил право общественности объединений не регистрироваться и не приобретать права юридического лица.
Любая организация, до момента регистрации в качестве юридического лица, может рассматриваться как субъект деликтных отношений, так как в нарушение существующего порядка может осуществлять деятельность, разрешенную только юридическим лицам, либо нарушить правила государственной регистрации, получения лицензии, необходимой для нее.
Представительства и филиалы юридических лиц тоже могут быть нарушителями определенных правил деятельности, установленных нормативными актами.
Например, согласно письму Центрального Банка России от 1 февраля 1996 года № 232, к обменному пункту Коммерческого банка может
применяться такая санкция как "аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта"1.
С другой стороны, понятие юридического лица может включать в себя образования, которые не являются коллективными, т.е.
юридическое лицо может не быть организацией в полном смысле этого слова.
Статья 9 Федерального Закона
"Об акционерных обществах" предусматривает учреждение акционерного общества одним лицом, это же лицо может быть и единственным держателем акций.
С учетом изложенного, думается, что понятием юридического лица консолидируется определенная группа субъектов,
с тем, чтобы внести большую определенность в отношения, связанные с реализацией наказаний на коллективных и на индивидуальных субъектов, которые юридически тоже считаются организациями по признаку обладания правами юридического лица.
Оценивая в целом, можно отметить, что термины
"организация" и "юридическое лицо" употребляются в законодательстве как идентичные по 1 Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 01.02.96 гУ/Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
1996.
№ 5.

2
Федеральный закон «Об акционерных обществах» // СЗ РФ.
1996.
№ 1.
Ст.
1.
№ 25.
Ст.
2956.
99
[стр. 85]

85 ративной ответственности.
К тому же в отношениях ответственности государственный орган это активное звено системы управления, с помощью которого подконтрольные, подчиненные функционально организации привлекаются к ответственности.
Сущность субъекта административной ответственности коллективных образований заключается в том , что он характеризуется как организация , не являющаяся государственным органом.
Это первый этап конкретизации понятия коллективного субъекта административной ответственности.
Понятие юридического лица используется для последующей индивидуализации субъекта ответственности.
Здесь и проявляется его служебная роль по отношению к термину “организация”.
Для признания организации, как субъекта ответственности, важно не то, что она наделена правами юридического лица, а сама государственная регистрация коллективного образования , которое с этого момента является самостоятельным , независимым субъектом различного рода административных и иных правоотношений и имеет организационную и имущественную возможность быть субъектом административной ответственности.
Поэтому целесообразно ограничить круг коллективных субъектов административной ответственности понятием юридического лица.
Понятие организации и юридического лица не совпадают не только качественно, но и количественно.
Организаций больше чем юридических лиц.
Законодатель установил право общественности объединений не регистрироваться и не приобретать права юридического лица.
Любая организация , до момента регистрации в качестве юридического лица, может рассматриваться как субъект деликтных отношений , так как в нарушение существующего порядка может осуществлять деятельность, разрешенную только юридическим лицам , либо нарушить правила государственной регистрации , получения лицензии , необходимой для нее.
Представительства и филиалы юридических лиц тоже могут быть нарушителями определенных правил деятельности , установленных нормативными актами.
Например, согласно письму Центрального Банка России от 1 февраля 1996 года № 232, к обменному пункту Коммерческого банка мо


[стр.,86]

86 жет применяться такая санкция как “аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта”1.
С другой стороны, понятие юридического лица может включать в себя образования, которые не являются коллективными, т.е.
юридическое лицо может не быть организацией в полном смысле этого слова.
Статья 9 Федерального Закона
“Об акционерных обществах” предусматривает учреждение акционерного общества одним лицом , это же лицо может быть и единственным держателем акций2.
С учетом изложенного , думается , что понятием юридического лица консолидируется определенная группа субъектов
административной ответственности, с тем , чтобы внести большую определенность в отношения, связанные с реализацией административных взысканий на коллективных и на индивидуальных субъектов , которые юридически тоже считаются организациями по признаку обладания правами юридического лица.
В статье первой второй главы проекта нового КоАП Российской Федерации указывается на то, что субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица3.
Так что можно говорить об официальном закреплении в качестве субъекта административной ответственности юридических лиц.
Определение субъекта административной ответственности как юридического лица дается также в земельном , аудиторном, жилищно коммунальном и другом законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.
Оценивая в целом , можно отметить, что термины
“организация” и “юридическое лицо” употребляются в законодательстве как идентичные по своему значению для института административной ответственности коллективных субъектов.
Использование гражданско-правовой конструкции юридического лица продиктовано тем, что это понятие является юридически более определенным , устоявшимся.
Оно определяет границу понятия организации применительно к административной ответственности.
Однако это не означает , что для административного права такой подход универсален, напротив, при1 Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 01.02.96 гУ/Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
1996.
№ 5.
2
Об акционерных обществах: Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.
С изменениями и дополнениями по состоянию на 13 июня 1996 г.
// СЗ РФ.
1996.
№1.
Ст.
I.
№ 25.
Ст.
2956.
3Юридический Вестник .
1997.
№ 10.
С.
3.


[стр.,144]

144 унификация правил производства в отношении этих взысканий позволит однообразно разрешать вопросы привлечения к ответственности организаций, что исключит произвольное толкование законодательства на ведомственном уровне.
Наконец, это расширит возможность самой административной ответственности в допустимых законодательством рамках, а в итоге можно будет разграничить принудительную и добровольную, самостоятельную реализацию этих мер.
Пока же можно говорить о такой особенности этой группы санкций , как их беспринудительный характер реализации, в случаях, определенных законом.
Более того, в позитивных правоотношениях они могут быть реализованы организациями самостоятельно в силу необходимости , как правомочия.
К взысканиям , налагаемым не в судебном, а в административном порядке, можно отнести ликвидацию структурного подразделения юридического лица и лишение организации специальной правоспособности.
Согласно действующему законодательству ликвидация структурного подразделения юридического лица явление довольно редкое.
Примером этой санкции может служить аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта Центральным Банком Российской Федерации за нарушение данным структурным подразделением валютного и финансового законодательства.1 Поскольку без данного свидетельства о регистрации обменный пункт не может далее функционировать в качестве такового, то решение о его аннулировании является по существу решением о ликвидации структурного подразделения организации.
Данное взыскание обращено на юридическое лицо в целом, поэтому его можно отнести к организационным мерам.
Отзыв лицензии во многих случаях рассматривается законодателем как лишение юридического лица специальной правоспособности, автоматически означает либо ликвидацию организации, либо изменение организационно правовой формы, уставных документов и прочие организационные изменения.
Эта мера предусмотрена биржевым, страховым, банковским законодательством.
В отличие от лишения специального права , лишение специальной правоспособ1 Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 1 февраля 1996 г.
№ 252 /Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации.
1996.
№ 5.

С.
43.

[Back]