Процесс образования активных форм приобщения людей к искусству одинаково важен как для развития клуба, так и для развития самой культуры. Поэтому и решать назревшие вопросы необходимо сообща. В частности, эта идея приводит к необходимости создания культурных комплексов, к органическому взаимодействию различных учреждений культуры. Такие комплексы уже создаются и успешно работают. Проведенное исследование показало, что современную молодежную аудиторию надо рассматривать в двух вариантах: реальную и потенциальную, К основным характеристикам реальной аудитории относится типизация на постоянную в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам и аудиторию переменную на массовых программах. Любое сложное явление можно понять, только если видеть в нем традицию, т.е. единое целое, части которого взаимосвязаны, взаимозависят и взаимообуславливают друг друга в культурном пространстве учреждений культуры. Именно здесь происходит формирование общего уровня культуры у молодежи пассивно-созерцательного типа, для которой времяпрепровождение является лишь исходным условием для вовлечения ее в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности. Для того чтобы молодые люди испытывали радость и удовлетворение от досуговой сферы деятельности, им необходимо овладеть основными навыками культуры досуга: планирования и самоорганизации этой деятельности. Одним из социально-педагогических средств формирования этих навыков является показ в учреждениях культуры лучших примеров отношений молодых людей различных возрастов и социально-профессиональных групп. Выясняя отношение молодых людей к деятельности учреждений культуры, автор диссертации провел опрос посетителей в Москве до проведения экспериментальных акций. Выяснилось, что мотивы посещения данных учреждений в 2006 году были таковы: посмотреть молодежную 6 6 |
Другие авторы придерживаются мнения, что существует опасность инерции развития, которой чревата установка на неуклонное поддержание местных традиций; необходимость выбора приоритетов, невозможность сохранения культурных объектов без их модернизации и активного использования; вопросы капитализации культуры (при которой сокровища культуры начинают «работать» и превращаться в капитал). Понимание многослойности оснований при анализе конкретных региональных программ, рассматриваемых внутри региона или социума, также наглядно приводит к мысли о необходимости регулятивного характера развития досуговой деятельности. Но наибольшую методологическую роль идея концептуального подхода играет при анализе изучения процессов социальной действительности. Ибо здесь сама качественная определенность явлений оказывается двойственной природно-социальной, причем высокий уровень интеграции этих явлений придает им еще одну «двухмерность» предметно-системную. Современная культура функционирует не только в духовной сфере смыслов, норм и .ценностей. Ее поддержание обеспечивается постоянно действующими институтами: семья, образование, государство, религиозные и творческие организации и рынок. Как государство, так и бизнес вырабатывают специфические формы поддержки различных сфер культуры, оказывая в то же время на них соответствующее воздействие. Любое сложное явление можно понять, только если видеть в нем традицию, т.е. единое целое, части которого взаимосвязаны, взаимозависят и взаимообусловливают друг друга в масштабах региона. Концептуальный подход как способ сохранения социально-культурных традиций структурно 33 |