В ходе эксперимента обсуждались культурные стили, жизненные формы, культурные модели. Оптимистический взгляд на возможность воздействия культуры России за счет ценностей прошлого не смог укорениться в практической деятельности учреждений культуры. Участники эксперимента исходили из положения о том, что город Москва может служить культурным резервуаром страны. В этом смысле особые подходы могут быть предусмотрены в сфере сохранения наследия и самобытности культуры многочисленных народов России. С нашей точки зрения, необходимо рассматривать учреждения культуры с позиций их внутреннего культурного потенциала и участия в процессе духовного развития и возрождения российской культуры. Востребованность в нынешних условиях со стороны россиян региональной, этнокультурной идентификации может найти свое выражение в активном изучении корней, традиций, самобытных культур. При исследовании культуры народов России важно учитывать следующие аспекты: первый, характерный для всех стран и эпох, когда развитие государственности породило различия между регионами; второй, связанный со специфическими национальными и этническими особенностями, так как каждый регион в России имеет свой особый неповторимый смысл. Поэтому в изучение влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность как систему диссертант включил своеобразно преломляющийся в ней весь комплекс ценностей, с одной стороны, включающий весь макрокосм мира, а, с другой стороны, и микрокосм личности. На наш взгляд, это позволит изучить конкретные особенности культуры города Москвы, выявить региональные способы жизни, мышления, формирования ценностей. Важен и концептуальный анализ, позволяющий рассматривать организационно-педагогическую деятельность во времени, а также определять особую значимость в ней человека. 93 |
целого, а не духом части. Но вместе с тем она самобытна, имеет свои внутренние смыслы, кроющиеся в ее территориальных особенностях. Российская культура это не косное и застывшее образование, а образование, способное к постоянному росту и обновлению. Ряд культурных стилей, жизненных форм, культурных моделей имеет региональный, иногда даже и локальный характер. Оптимистический взгляд на возможность обновления культуры России за счет ценностей региональных культур не может не сочетаться с опасением, что за долгие годы монопольного подхода к культуре региона ее лишили многих созданных ценностей. Нельзя забывать, что регион может служить культурным резервуаром страны, но может одновременно и негативно влиять на культуру. В этом смысле особые подходы могут быть предусмотрены в сфере сохранения наследия и самобытности. С нашей точки зрения, все региональные сферы необходимо рассматривать с позиций их внутреннего культурного потенциала и участия в процессе духовного развития и возрождения российской культуры. Востребованность в нынешних условиях со стороны россиян региональной, этнокультурной идентификации может найти свое выражение в активном изучении корней, традиций, самобытных культур. При исследовании региональной культуры важно учитывать следующие аспекты: первый, характерный для всех стран и эпох, когда развитие государственности породило различия между регионами; второй, связанный со специфическими национальными и этническими особенностями, так как каждый регион в России имеет свой особый неповторимый смысл. 38 Поэтому в изучение организации социально-культурной деятельности как системы диссертант включил своеобразно преломляющийся в ней весь комплекс ценностей, с одной стороны, включающий весь макрокосм мира, а, с другой стороны, и микрокосм личности. На наш взгляд, это позволит изучить конкретные региональные особенности, выявить региональные способы жизни, мышления, формирования ценностей. Важен и концептуальный анализ, позволяющий рассматривать организацию социальнокультурной деятельности во времени, а также определять особую значимость в ней человека. В организации социально-культурной деятельности диалектически связано все многообразие содержания и форм, времени и пространства. О связи пространства (территории, ландшафта, природного окружения, «места») с культурой. народа писали представители различных направлений диффузионизма, сторонники концепции культурной морфологии, теории и культурных кругов, культурно-исторической школы этнографии, географии культуры —дисциплины, сформировавшейся в рамках отечественной географии, а также социальной географии научного направления, развиваемого на Западе. В русской философской и исторической мысли связь территории проживания и духовных ориентаций народа исследовали евразийцы, а также П. Чаадаев, Н. Бердяев, И. Ильин, Л. Мечников, Г. Федотов, М. Бахтин, Л. Гумилев, Д. Лихачев, Ю. Лотман, Н. Федоров и др. Пространственная характеристика организации социальнокультурной деятельности включает в себя представления о широте и бескрайности российской территории, о суровой, и вместе с тем, прекрасной русской природе и о множестве народов, составляющих единый русский 39 |