• переход от управления только учреждениями культуры к более гибкому механизму регулирования развития культурных процессов при юридически закрепленном отказе от претензий на всеохватывающий контроль. Заметим, что принцип «ответственности за все» по-прежнему сохраняется в нормативных положениях об органах управления культурой. Как видим, регулирующее взаимодействие органов регионального управления на содержание культурного процесса может осуществляться в рамках, задаваемых имеющимися в распоряжении этих органов экономическими ресурсами и представленными им однозначно определенными в законодательном порядке юридическими правами. В исследованиях Рудик Б.Л.33 прогнозировалась необходимость отказа от традиционного, государственного управления культурой и переход к существенному изменению сферы деятельности государственных органов. Автор делает вывод, что ядром новой системы станут целевые комплексные культурно-досуговые программы. Наш социально-педагогический эксперимент проводился в период формирования нового механизма государственно-общественного управления. Недостаточно просто отвергнуть линию централизации и заменить ее стратегией регионализации, высказывают и разработчики 34 концепции развития культуры и духовного обновления России . В настоящее время остро стоит вопрос реформирования существующей структуры и функций управления культурно-досуговой деятельности, прежде всего в учреждениях культуры. На основе анализа влияния социально-культурных факторов на организационно-педагогическую деятельность учреждений культуры по воспитанию молодёжи, диссертант пришёл к выводу о внесении педагогических корректив в культурную политику, в которой доминирующую роль играют государственные органы. Это: 33 Руаик Б.Л. Н аправления перестройки управления в сфере культуры // Экономика и математические методы. -Т. 26. Вып. 6. 1990. -С. 1056. 34 П роект концепции развития культуры и духовного обновления России. М .: ПИИ культуры, 1991. С. 1516. 99 |
• передачу прав принятия решений, касающихся социальнокультурных сфер, от верхних непосредственно территориальным органам управления; • включение в систему управлению отраслью культуры независимых от административного аппарата, не входящих в номенклатуру людей, отстаивающих интересы новых субъектов культурной политики; • развитие безличного, то есть однозначно и четко определенного в правовом отношении организационного порядка, правил взаимодействия, равно обязательных как для представителей разных уровней отраслевого управления, так и для других субъектов культурной политики в регионе; • переход от управления только учреждениями культуры к более гибкому механизму регулирования развития культурных процессов при юридически закрепленном отказе от претензий на всеохватывающий контроль. Заметим, что принцип «ответственности за все» по-прежнему сохраняется в нормативных положениях об органах управления культурой. Как видим, регулирующее взаимодействие органов регионального управления на содержание культурного процесса может осуществляться в рамках, задаваемых имеющимися в распоряжении этих органов экономическими ресурсами и представленными им однозначно определенными в законодательном порядке юридическими правами. В исследованиях Рудик Б.Л.1прогнозировалась необходимость отказа от традиционного, государственного управления культурой и переход к существенному изменению сферы деятельности государственных органов.. 1 Рудик Б.Л. Направления перестройки управления в сфере культуры II Экономика и математические методы. Т. 26. Вып. 6. 1990. С. 1056. 46 Автор делает вывод, что ядром новой системы станут целевые комплексные региональные программы. Мысль о том, что в период формирования нового механизма государственно-общественного управления недостаточно просто отвергнуть линию централизации и заменить ее стратегией регионализации, высказывают и разработчики концепции развития культуры и духовного обновления России2. Перед органами культуры Красноярского края, также как и других территорий, остро стояли вопросы реформирования существующей структуры и функций управления социально-культурной деятельности. По нашему мнению, здесь можно выделить следующие основные направления региональной и отраслевой культурной политики, в которых доминирующую роль играют государственные органы: • разработка вопросов общей культурной политики в крае на определенный, обозначенный временной период; • финансирование и обеспечение материальными ресурсами краевых программ в городах и районах края; • государственное регулирование межнациональных культурных отношений. К ним относятся инвестиции в создание объектов комплекса культуры и средств массовой информации в автономных округах, районах компактного проживания лиц конкретных национальностей; • кадровое обеспечение отрасли, включающее подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства и институтах культуры и искусств. Осуществление переподготовки кад2 Проект концепции развития культуры и духовного обновления России. М.: НИИ культуры, 1991. С.1516. 47 |