Проверяемый текст
Колебакина, Елена Юрьевна; Общественное призрение и благотворительность в архангельской губернии, конец XUIII- начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 103]

103 Таким образом, по мнению исследователя, период 1860-х г.г.-1917 г.
характеризуется особенно большим подъемом русского благотворительного движения, формированием новых форм и видов государственно-общественных структур.
В это время развивается система городского участкового попечительства.
Можно говорить о массовом участии всех сословий и профессиональных объединений в организации помощи бедным.
В начале XX в.
происходит либерализация социальной политики, расширение деятельности общественных объединений.

Следует отмстить, что в исследуемый период шел процесс поиска наиболее эффективного решения социальных проблем в целом по России и, в частности, в Москве и Московской губернии.
Выбор стоял между традиционными формами взаимопомощи и христианской благотворительности и созданием государственной системы призрения.
Екатерина II, продолжая регламентационную политику петровских реформ, отдала предпочтение государственным формам помощи нуждающимся.
Но приказы общественного призрения не стали панацеей от нищеты и бродяжничества, а их недостатки и попытки их устранения привели к осознанию необходимости взаимодействия государственного, общественного
и частного призрения.
Основными структурами, через которые осуществлялась новая социальная политика, стали выборные представительные (всесословные) учреждения местного административно-хозяйственного управления земского (1864) и городского (1870), пришедшие на смену бюрократическо-сословным приказам общественного призрения, ставшие правопреемниками последних.
В результате исследования состояния системы общественного призрения в пореформенной России, автор считает, что в данный период призрение нуждающихся развивается от частного к государственному и от него к согласованию действий государственного, общественного и частного призрения.
Несмотря на то, что в России благотворительность формируется и долгое время остается преимущественно церковной (религиозной), формируются и
[стр. 45]

города (Рига, Одесса, Санкт-Петербург, Москва) тратили более 54% расходной суммы всех городов51.
Таким образом, призрение бедных, даже в земских губерниях не стало панацеей от всех социальных бед, а оставалось «лишь способом смягчить остроту явления, с которым оно борется, но не в силах 55 устранить их совершенно» .
На рубеже XIX — XX вв.
благотворительность в России приобрела широкий размах и самобытные формы.
Причем, из четырех, ранее отмеченных систем помощи нуждающимся, наибольшее распространение получили две последних.
Период 1894 1917 гг.
характеризуется особенно большим подъемом русского благотворительного движения, формированием новых форм и видов государственно-общественных структур.
В это время развивается система городского участкового попечительства.
Можно говорить о массовом участии всех сословий и профессиональных объединений в организации помощи бедным.
В начале XX в.
происходит либерализация социальной политики, расширение деятельности общественных объединений.

Высшее заведование делом социального призрения в России принадлежало министерству внутренних дел и сосредотачивалось в Главном управлении по делам местного хозяйства по отделу народного здравия и общественного призрения, благотворительные общества и ведомства Помимо МВД, к которому было причислено более половины российских благотворительных заведений, приказов, земств, церковно-нриходских и сословных попечительств широкую помощь нуждающиеся получали через общественные учреждения и ведомства (Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское Человеколюбивое Общество, попечительство о трудовой помощи).
Эти учреждения, действовавшие на особых основаниях, возникшие в предшествующую эпоху, развили активную деятельность.
По ведомству Императорского Человеколюбивого Общества благотворительная помошь ежегодно оказывалась 170 тысячам нуждающихся, а сумма расходов на это в 45

[стр.,52]

издания, выходившие на рубеже XIX XX вв.
(например: «Трудовая помощь», «Вестник благотворительности», «Детская помощь»).
Они отмечали, что применение принципа сотрудничества, взаимодействия и объединения органов благотворительности не только благотворно, но является в действительности необходимым условием, при отсутствии которого благотворительность будет страдать по-прежнему теми же недостатками68.
Другой особенностью общественного призрения данного периода являлось не только активное участие частных благотворителей в его организации, но и их стремление объединиться друг с другом в общества и скоординртроватв работу этих обществ с государственными, земскими и городскими органами помощи нуждающимся.
* * * Таким образом, можно отметить, что в России в XV1U начале XX вв.
шел процесс поиска наиболее эффективного решения социальных проблем.
Выбор
стоял между традиционными формами взаимопомощи и христианской благотворительности и созданием государственной системы призрения.
Екатерина II, продолжая регламентационную политику петровских реформ, отдала предпочтение государственным формам помощи нуждающимся.
Но приказы общественного призрения не стали панацеей от нищеты и бродяжничества, а их недостатки и попытки их устранения привели к осознанию необходимости взаимодействия государственного, общественного
й частного призрения.
В эволюции социальной помощи в дореволюционной России прослеживается ряд общих тенденций: призрение нуждающихся развивается от частного к государственному и от него к согласованию действий государственного, общественного и частного призрения; благотворительность начинается и долгое время остается преимущественно церковной (религиозной), позже формируются светские органы общественного призрения, а к XX веку складывается идея сосуществования и взаимного дополнения как церковно-приходского, так и 52

[Back]