104светскис органы общественного призрения, а к началу XX веку складывается идея сосуществования и взаимного дополнения как церковно-лриходского, так и светского попечения. Это привнесло изменения в формы благотворительности и призрения. «Слепая», «безразборная» подача милостыни заменяется на оказание адресной помощи. Неэффективность и нестабильность единовременной помощи (деньгами, нищей, вещами) приводит к осознанию необходимости дифференциации помощи: постоянное призрение нетрудоспособных (богадельни, приюты, дома умалишенных) и помощь временно нетрудоспособным и безработным в приискании работы (дома трудолюбия, общественные работы, ночлежки, помощь в сбыте продуктов труда, помощь материалами и орудиями труда, обучение ремеслам). Открытые формы призрения (милостыня, помощь вещами и хлебом) заменяются преимущественно закрытыми (больницы, богадельни, сиротские дома, дома умалишенных, смирительные дома). Идет процесс осознания необходимости рационального использования всех форм призрения с преимуществом таких, которые, не отрывают призреваемых от семьи (ясли, ночлежки, дома трудолюбия, столовые с дешевой нищей, дома с дешевыми квартирами); В исследуемый период расширяется мотивация благотворительности, она становится не только богоугодным, но и общественно полезным делом. |
светского попечения; в благотворительности изменения происходят от «слепой», безразборной подачи милостыни к дифференциации нуждающихся и оказанию адресной помощи; от оказания единовременной помощи (деньгами, пищей, вещами) к осознанию необходимости дифференциации помощи: постоянное призрение нетрудоспособных (богадельни, приюты, дома умалишенных) и помощь временно нетрудоспособным и безработным в приискании работы (дома трудолюбия, общественные работы, ночлежки, помощь в сбыте продуктов труда, помощь материалами и орудиями труда, обучение ремеслам); от открытых форм призрения (милостыня, помощь вещами и хлебом) к преимущественно закрытым (больницы, богадельня, сиротские дома, дома умалишенных, смирительные дома) и далее к осознанию необходимости рационального использования всех форм с преимуществом открытых форм, не отрывающих призреваемых от семьи (ясли, ночлежки, дома трудолюбия, столовые с дешевой пищей, дома с дешевыми квартирами); расширяется мотивация благотворительности, она становится не только богоугодным, но и общественно полезным делом. 53 |