Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 135]

-135"для пособия крестьянам", переданные им еще до крестьянской реформы 1861 г.1 По данным сообщения одного из земских начальников в Балашихинском уезде "...были попытки в других обществах образовывать капиталы для той же пели но постановлению приговоров волостных сходов"2.
Но они не осуществились, поэтому основные средства на призрение шли из текущих
♦ доходов.
"Мирские" расходы волостных и сельских обществ на общественное призрение в общей ведомости шли по статье "Расходы на благотворительность" и подразделялись на два вида: 1) на содержание богаделен (или призрение) к лечение и 2) на пожертвования с благотворительной целью.
Волостные и сельские общества выделяли разные по своим размерам средства, идущие по статье
"расходы на благотворительность".
Некоторые из них ассигновывали мизерные суммы, или совсем ничего
пс выделяли, особенно в Кольском, Мезенском, Печорском уездах Московской губернии.
Данные 4 показывают, что расходы волостных и сельских обществ по губерниям были разными.
Волостные общества
Московской губернии выделяли больше средств на пособия, а сельские общества на призрение и лечение.
В
Балашихинском уезде наблюдалась обратная ситуация: волостные общества расходовали больше средств на призрение и лечение, а сельские общества па пособия.
Несмотря на такие различия, общие суммы расходов были незначительными как на оказание непосредственной социальной помощи нуждающимся, так и на развитие сети социальных учреждений.
В этом случае можно констатировать факт преобладания форм «общественной помощи» в среде крестьянского населения.
Расходы
"на пособия на благотворительность", выделяемые из мирских средств шли на поддержку деятельности различных благотворительных учреждений не только местных, но и общероссийского значения, на оказание помощи жителям губернии, пострадавших от неурожая, па храмы, памятники выдающимся личностям царским особам и военным деятелям, на 1 Благотворительность в России.
T.I.
СПб., 1903.
Приложение 6.
С.
245.
2 Благотворительность в России.
T.I.
СПб., 1907.
С.93.
[стр. 65]

65 Непосредственное оказание помощи нуждающимся крестьянам по Уставу общественного призрения возлагалось на ближайших родственников и соответствующие I '70 сельские общества (статьи 695-69).
Причем в Уставе призрение членов сельской общины трактовалось как часть мирских крестьянских повинностей (статья 697).
7 То есть закон предусматривал устройство и содержание больниц, богаделен и других заведений для призрения за счет “мирских сумм”.
Главным источником средств, идущих на оказание помощи, являлись текущие доходы волостных и сельских обществ.
Другими источниками были разного рода сборы специального назначения, общественное имущество (здания, земля, хлебные запасы и т.
п.), натуральные повинности в виде обязательного выполнения тех или других работ по постановлению схода, сбор продуктов и предметов первой необходимости в пользу старост и нетрудоспособных 172 нуждающихся.
В некоторых сельских обществах Вологодской губернии среди бывших крестьян существовали особые капиталы “для пособия крестьянам”, переданные им еще 173 до крестьянской реформы 1861 г.
По данным сообщения одного из земских начальников Вологодской
губернии “...
были попытки в других обществах образовывать
П 174 Т Т капиталы для той же цели по постановлению приговоров волостных сходов .
Но они не осуществились, поэтому основные средства на призрение шли из текущих
доходов.175 “Мирские” расходы волостных и сельских обществ на общественное призрение в общей ведомости шли по статье “Расходы на благотворительность” и подразделялись на два вида: 1) на содержание богаделен (или призрение) и лечение и 2) на пожертвования 1 Т / с благотворительной целью.
В 1894 г.
эти расходы распределились следующим образом (Приложение 7.).
Приведенные цифры не дают ясного представления о размерах расходов каждой волости и каждого сельского общества.
Необходимо рассмотреть мирские расходы на этот предмет по каждому уезду Вологодской и Архангельской губернии, сравнить их с размерами расходов на народное образование и медицинскую часть (Приложение 8).
Волостные и сельские общества выделяли разные по своим размерам средства, идущие по статье
“расходы на благотворительность”.
Некоторые из них ассигновывали мизерные суммы, или совсем ничего
не выделяли, особенно в Кольском, Мезенском, Печорском уездах Архангельской губернии.
Данные показывают, что расходы волостных и сельских обществ по губерниям были разными.
Волостные общества


[стр.,66]

66 Архангельской губернии выделяли больше средств на пособия, а сельские общества на призрение и лечение.
В
Вологодской губернии наблюдалась обратная ситуация: волостные общества расходовали больше средств на призрение и лечение, а сельские общества на пособия.
Несмотря на такие различия, общие суммы расходов были незначительными как на оказание непосредственной социальной помощи нуждающимся, так и на развитие сети социальных учреждений.
В этом случае можно констатировать факт преобладания форм «общественной помощи» в среде крестьянского населения.
Расходы
“на пособия на благотворительность”, выделяемые из мирских средств шли на поддержку деятельности различных благотворительных учреждений не только местных, но и общероссийского значения, на оказание помощи жителям губерний, пострадавших от неурожая, на храмы, памятники выдающимся личностям царским особам и военным деятелям, на увековечение памяти деятелей русской культуры.
Таким образом сельское население Европейского Севера делало свой вклад в общественнокультурное развитие России.
Формы общественной помощи, практикуемые в крестьянской среде, подразделялись на организованные (призрение в заведениях, денежные и натуральные пособия, опека и попечительство) и неорганизованные (раздача милостыни).
В своем распоряжении заведения “закрытого” призрения, преимущественно богадельни, имели только некоторые сельские общества Европейского Севера.
Содержание этих заведений было обременительным для крестьянских обществ, поэтому данный вид призрения вообще не практиковался в Архангельской губернии и был не сильно развит в Вологодской.
77 Но отдельные сельские общества имели собственные заведения «закрытого» призрения.
Богадельни в сельской местности открывались и содержались за счет пожертвованных на эти цели капиталов, переданных в распоряжение волостных правлений.
Так, богадельня купца Усова (1875 г.) в д.
Юбников-Починок Трегубовской волости Устюжского уезда содержалась на проценты с капитала, завещанного купцом Усовым в размере 5 000 руб., и на частные добровольные пожертвования.178 Богадельня имени Кокина в с.Турундаево Турундаевской волости Вологодского уезда, открытая в 1838 г.
при Никольской церкви, находилась в ведении одноименного сельского общества.
Она содержалась на проценты с капитала 20 500 руб., завещанного 1 петербургским купцом С.И.Кокиным.
На открытие заведений данного типа

[Back]