Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 146]

-11 6”...
по освобождении из тюрьмы пожелают обратиться к покровительству Патроната", проводился непосредственно в местах заключения посредством опроса арестантов самими членами общ ества'.
Опрос проводился с
«елью получить информацию о том, "как они (арестанты С.К.) предполагают устроиться по освобождении из тюрьмы" без посторонней помощи или им необходима помощь со стороны патроната, и в чем она может выражаться2.
Данные собирались заранее, чтобы Правление общ ества могло еще до освобождения заключенного из тюрьмы сделать все необходимое с целью оказания эффективной помощи патронируемому лицу.
Основным критерием
дня назначения любого вида помощи, особенно денежной, являлось материальное положение нуждаю щихся лю дей / семей.
Но он был не самым точным, так как, "...

всякая местная оценка нужды, даж е при совершенной добросовестности уполномоченных лиц, может быть весьма различна, будучи в зависимости не только от их взглядов на самую нужду и на ^ значение благотворительности,
ио, также, от желания и умения нуждающихся представить спое бедственное положение".
Основными видами призрения пожилых, престарелых и инвалидов являлись: содержание в заведениях (богадельня, дом призрения, дом инвалидов), или приемных семьях, и материальное обеспечение (денежные и натуральные пособия).

Богадслыш это социальные заведения, представляющие полное обеспечение для инвалидов, пожилых и престарелых всех сословий, не имеющих родственников и материально не обеспеченных.
Эти заведения
"закрытого призрения" являлись самыми распространенными по всей Российской империи в последней трети XIX начале XX вв.
По мнению В.
В.
Степанова, "началом значительного роста числа богаделен, как и других благотворительных заведений, надо считать 1861 г.; с 1 Отчет М осковскою общее»ад покровительства лицам, освобож даем ы м из м ест заключений за 1911 г.
М осква, 1912, С.
7.
2 Отчет М осковского общества покровительства лицам...
С .
3.
[стр. 111]

111 элементы.
Совет Вологодского благотворительного общества, действуя по участкам города в самом начале своей деятельности, с течением времени отошел от этого, и вернулся на исходные принципы только в 1896 г.
Совет Никольского благотворительного общества, разбирая вопрос о распределении города на участки в 1896 г.
так и не принял окончательного решения, так как “...
он был хорошо осведомлен о лицах, прибегающих к его помощи”, что мог обходиться и без распределения города на участки.
Тем не менее, эта мера считалась “полезной” для организации помощи нуждающимся города, и Совет рекомендовал осуществить ее в будущем.24 Реализация участкового принципа в полном объеме создавала систему социального патронажа.
Она позволяла обеспечивать не только постоянный контингент клиентов, но и выявлять новых потенциальных клиентов, оказывая, по возможности, “профилактическое” воздействие, а не “терапевтическое”, и тем самым влияла на сокращение числа нищих в городе.
Совсем иной способ выявления нуждающихся в помощи применяли в своей деятельности Общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (Архангельское и Велико-Устюжское).
Контингент лиц, обеспечиваемый ими, был особый, поэтому и способы работы были специализированными.
Сбор сведений о лицах, которые “...
по освобождении из тюрьмы пожелают обратиться к покровительству Патроната”, проводился непосредственно в местах заключения посредством опроса арестантов самими членами общества.25 Опрос проводился с
целью получить информацию о том, “как они (арестанты К.Г.) предполагают устроиться по освобождении из тюрьмы” без посторонней помощи или им необходима помощь со стороны патроната, и в чем она может выражаться26Данные собирались заранее, чтобы Правление общества могло еще до освобождения заключенного из тюрьмы сделать все необходимое с целью оказания эффективной помощи патронируемому лицу.
Основным критерием
для назначения любого вида помощи, особенно денежной, являлось материальное положение нуждающихся людей / семей.
Но он был не самым точным, так как,
“...
всякая местная оценка нужды, даже при совершенной добросовестности уполномоченных лиц, может быть весьма различна, будучи в зависимости не только от их взглядов на самую нужду и на значение благотворительности,
но, также, от желания и умения нуждающихся представить свое бедственное положение”.27 Из всех учреждений, оказывающих материальную помощь, только Комитет для помощи поморам Русского Севера отказался от назначения пособий, определяемых на основании обследования имущественного положения, “точно

[стр.,113]

113 предусмотрены обязательные меры по призрению в случае болезни и нетрудоспособности, или, можно сказать, пенсионное обеспечение.
По Положению “Об устройстве отставных и бессрочно-отпускных нижних членов” 1867 г.
“Нижним чинам, которые будут признаны неспособными к личному труду и не будут иметь собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение”,...
назначалось пожизненное 3-х рублевое пособие от казны на их содержание.
Если они нуждались в постороннем уходе, их размещали в богадельни и другие заведения призрения с платой тех же 3-х рублей в месяц.
Кроме отставных нижних чинов материальное обеспечение получали и их семьи (жены, вдовы, дети, престарелые родители).
Обязанность призрения в данном случае лежала на государственных, земских и муниципальных учреждениях.
Основными видами призрения пожилых, престарелых и инвалидов являлись: содержание в заведениях (богадельня, дом призрения, дом инвалидов), или приемных семьях, и материальное обеспечение (денежные и натуральные пособия).

Богадельни,это социальные заведения, представляющие полное обеспечение для инвалидов, пожилых и престарелых всех сословий, не имеющих родственников и материально не обеспеченных.
Эти заведения
“закрытого призрения” являлись самыми распространенными по всей Российской империи и на Европейском Севере в последней трети XIX начале XX вв.
(Приложение 19).
По мнению В.
В.
Степанова, “началом значительного роста числа богаделен, как и других благотворительных заведений, надо считать 1861 г.; с этого года до 1899'Ч А основано 95% всех обществ и 82% всех заведений”.
Проанализировав статистические данные, опубликованные в сборнике “Благотворительные учреждения Российской империи”35, отметим некоторые особенности, характерные для Европейского Севера.
В Архангельской губернии в период с 1870 по 1898 гг.
действовало всего 5 богаделен, которые были открыты в 1808, 1809, 1880 и 1890 гг.36, таким образом сложно проследить какую-либо тенденцию.
В Вологодской губернии до 1870 г.
было открыто и действовало 13 заведений “закрытого” призрения, в период с 1871 по 1880 гг.
появилось 7 новых заведений, из них 3 относились к ведению МВД, 4 к ведению Ведомства православного исповедания (далее ВПИ), а в 1881 1898 гг.
-25 заведений (17 МВД, 8 ВПИ).37То есть основной пик появления заведений этого типа приходится на период между 1881-1898 гг.
Это было связано с проявлением “социокультурной реакции” общества на развитие нищенства.38 Деятельность широких слоев населения была направлена на количественное и качественное развитие видов и форм помощи,

[Back]