Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 147]

этого года до 1899-основапо 95% всех обществ и 82% всех заведений"1.
Проанализировав статистические данные, опубликованные в сборнике
"Благотворительные учреждения Российской империи"2, отмстим некоторые особенности, характерные для рассматриваемого региона.
В М осковской губернии в период с 1870 по 1898 гг.
действовало всего 5 богаделен, которые были открыты в 1808, 1809, 1880 и 1890 г г 3, таким образом сложно проследить какую-либо тенденцию.
В
М осковской губернии до 1870 г.
было открыто и действовало 13 заведений
"закрытого" призрения, в период с 1871 по 1880 гг.
появилось 7 новых заведений, из них 3 относились к ведению М ВД, 4 к ведению Ведомства православного исповедания (далее ВПИ), а в 1881 1898 гг.
25 заведений (17 М ВД, 8ВПИ)4,
То есть основной пик появления заведений этого типа приходится на период между 1881-1898 гг.
Э то было связано с проявлением
"социокультурной реакции" общества на развитие нищенства5.
Деятельность ш ироких слоев населения была направлена на количественное и качественное развитие видов и форм помощ и,
способствующих предупреждению нищенства.
Все заведения
"закрытого призрения" (богадельни, дома призрения и др.) находились в ведении различных учреждений земских, муниципальных, сословных, благотворительных.
Специфика указанных органов и учреждений определяла особенности заведений данного типа и влияла на количественный и качественный состав призреваемых и качество обслуживания.
Кроме того, различие заведений определялось и тем, где они находились в городе или сельской местности.

В М осковской губернии, как и в целом по России, богадельни открывались и "пользовались успехом" главным образом в городах, особенно губернских.
В
М оскве к 1911 г.
было 8 богаделен6.
По мнению В.
В.
Степанова, такая ситуация сложилась потому, что
” в городах 1 Степанов В.
В.
Богадельни и дом а прилреяня // О бщ ественное и частное призрение и России.
С П б , 1907.
С.
147.
2 Благотворительные учреждения Российской империи.
СПб., 1900.
С.
3-4.

5 ТЪм ж е.
С.
3.
* Там же.
С.
4.
5Ф ирсов М .Й, Введение в теоретические основы социальной работы.
М .Воронеж .
1997.
С.
77.

6 Лиэбимов А.
О бщ ественное призрение п г.
Москве в 1911 т, / / М осковские городские известия.
1914.
№ 3-10.
С.
12.
[стр. 113]

113 предусмотрены обязательные меры по призрению в случае болезни и нетрудоспособности, или, можно сказать, пенсионное обеспечение.
По Положению “Об устройстве отставных и бессрочно-отпускных нижних членов” 1867 г.
“Нижним чинам, которые будут признаны неспособными к личному труду и не будут иметь собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение”,...
назначалось пожизненное 3-х рублевое пособие от казны на их содержание.
Если они нуждались в постороннем уходе, их размещали в богадельни и другие заведения призрения с платой тех же 3-х рублей в месяц.
Кроме отставных нижних чинов материальное обеспечение получали и их семьи (жены, вдовы, дети, престарелые родители).
Обязанность призрения в данном случае лежала на государственных, земских и муниципальных учреждениях.
Основными видами призрения пожилых, престарелых и инвалидов являлись: содержание в заведениях (богадельня, дом призрения, дом инвалидов), или приемных семьях, и материальное обеспечение (денежные и натуральные пособия).
Богадельни,это социальные заведения, представляющие полное обеспечение для инвалидов, пожилых и престарелых всех сословий, не имеющих родственников и материально не обеспеченных.
Эти заведения “закрытого призрения” являлись самыми распространенными по всей Российской империи и на Европейском Севере в последней трети XIX начале XX вв.
(Приложение 19).
По мнению В.
В.
Степанова, “началом значительного роста числа богаделен, как и других благотворительных заведений, надо считать 1861 г.; с этого года до 1899'Ч А основано 95% всех обществ и 82% всех заведений”.
Проанализировав статистические данные, опубликованные в сборнике
“Благотворительные учреждения Российской империи”35, отметим некоторые особенности, характерные для Европейского Севера.
В Архангельской губернии в период с 1870 по 1898 гг.
действовало всего 5 богаделен, которые были открыты в 1808, 1809, 1880 и 1890 гг.36, таким образом сложно проследить какую-либо тенденцию.
В
Вологодской губернии до 1870 г.
было открыто и действовало 13 заведений
“закрытого” призрения, в период с 1871 по 1880 гг.
появилось 7 новых заведений, из них 3 относились к ведению МВД, 4 к ведению Ведомства православного исповедания (далее ВПИ), а в 1881 1898 гг.
-25 заведений (17 МВД, 8
ВПИ).37То есть основной пик появления заведений этого типа приходится на период между 1881-1898 гг.
Это было связано с проявлением
“социокультурной реакции” общества на развитие нищенства.38 Деятельность широких слоев населения была направлена на количественное и качественное развитие видов и форм помощи,

[стр.,114]

114 способствующих предупреждению нищенства.
Все заведения
“закрытого призрения” (богадельни, дома призрения и др.) находились в ведении различных учреждений земских, муниципальных, сословных, благотворительных.
Специфика указанных органов и учреждений определяла особенности заведений данного типа и влияла на количественный и качественный состав призреваемых и качество обслуживания.
Кроме того, различие заведений определялось и тем, где они находились в городе или сельской местности
(Приложение 19).
На Европейском Севере, как и в целом по России, богадельни открывались и “пользовались успехом” главным образом в городах, особенно губернских.
В
Архангельске к 1911 г.
было 4 богадельни39, Вологде 6 заведений.40 (Приложение 18).
По мнению В.
В.
Степанова, такая ситуация сложилась потому, что
“ в городах сосредотачивается масса рабочего люда, который ищет заработки, не имея возможности прокормиться в деревне.
С течением времени возврат из города в деревню становится все тяжелее в силу привычки к городской жизни, сильно отличающейся в России от жизни сельской по своему складу”.
1 В сельской местности население проживало в отдаленности от крупных населенных пунктов, а в городах оно сконцентрировано, что влияло на переполненность городских богаделен и наличие свободных мест в сельских заведениях.42 Слабому распространению заведений данного типа способствовали и исторически сложившиеся особенности жизни крестьянского населения.
Для сельских /волостных обществ устройство и содержание богаделен на свои средства было очень дорогостоящим, поэтому более употребимыми являлись А формы “общественной помощи” нуждающимся.
Не смотря на некоторые особенности, все заведения “закрытого” призрения в своей деятельности руководствовались “общим положением для богаделен”, составленном еще для заведений Приказов общественного призрения и вошедшим в устав общественного призрения.44 Все богадельни, дома призрения и др., действовали на основании своих уставов, в которых определялся порядок управления ими, условия приема и содержания в них призреваемых.
Независимо от принадлежности к разным ведомствам и месторасположения, призрение в богадельнях предназначалось “для не имеющих пропитания убогих, увечных и престарелых обоего пола гражданского ведомства из всех состояний”45 (ст.
647).
Преимущество при приеме в богадельню отдавалось одиноким лицам, не имеющим родственников, могущих и обязанных их содержать (ст.
689).
В уставах отдельных заведений специально оговаривались некоторые ограничения (по сословной или родственной принадлежности) при приеме призреваемых.
В муниципальные

[стр.,140]

140 1900.
С.
7.
Отчет Вологодского благотворительного общества за первые 6 мес.
1874-1875 гг.
// Вологодские губернские ведомости.
1875.
№35.
С.
3.
22 Отчет Вологодского благотворительного общества за 1896 г.
// Вологодские губернские ведомости.
1879.
№ 22.
С.
9.
23 Отчет Никольского благотворительного общества за 1896 г.
// Вологодские губернские ведомости.
1897.
№22.
С, 9.
24Там же.
С.
9.
25 Отчет Архангельского общества покровительства лицам, освобождаемым из мест заключений за 1911 г.
Архангельск, 1912.
С.
7.
26 Отчет Архангельского общества покровительства лицам...
С.
8.
27 Краткий очерк деятельности Комитета для помощи поморам Русского Севера.
1894-1898.
СПб., 1899.
С.10.
28Там же, С.10.
29Там же.
С.11.
30Словарь-слравочник по социальной работе.
М., 1997.
С.
187.
31 Миненко Н.
А.
Старики в русско-крестьянской общине Западной Сибири: XVII первая половина XIX вв.
// Культурно-бытовые процессы у русских в Сибири XVIIпервой половине XIX вв.
Новосибирск, 1985.
С.
89.
32 Сурков Н.
И.
Страницы истории социальной работы в Коми крае (1860-1918), Сыктывкар, 1998.
С.
11.
^ Там же.
С.
11.
34 Степанов В.
В.
Богадельни и дома призрения // Общественное и частное призрение в России.
СПб., 1907.
С.147.4 £ ^ Благотворительные учреждения Российской империи.
СПб., 1900.
С.
3-4,
36Там же.
С.
3.
з1 Там же.
С.
4.
38Фирсов М.В.
Введение в теоретические основы социальной работы.
М.Воронеж, 1997.
С.
77.

39Любимов А.
Общественное призрение в г.
Архангельске в 1911 г.
//Архангельские городские известия.
1914.
№ 8-10.
С.
12.
40Обзор Вологодской губернии за 1911 г.
Вологда, 1912.
Приложение № 25.
41 Степанов В.
В.
Указ.
соч.
С.
146.
42 Там же.
С.
146.
43 Бобиенский О, Общественное призрение у крестьян // Вестник благотворительности.
1898.
№ 1.
С.
50.
44Свод законов Российской империи.
Т.
ХГП.
СПб., 1892.
45 Там же.
46РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
172.
Л.
23.
47Там же.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
507.
Л.
5.
48 Устав Кадниковской земской богадельни // Вологодские губернские ведомости.
1894.
№ 6.
С.2.
49РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
14.
Д.
1890.
Л.
80.
50Там же.
Л.
18.
51 Там же.
Л 28.
52Справочная книга по Архангельскому городскому...
С.
272.
53РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
507.
Л.
50.
54Устав общественного призрения // Свод законов Российской империи.
Т.ХПЗ.
СПб., 1892.
55Там же.
56РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
507.
Л.
9, 15.с п Благотворительные учреждения Российской империи.
Т.
2.
СПб., 1900.
С.
35.
58Любимов А.
Указ.
соч.
С.
12.
59Благотворительные учреждения Российской империи...
С.
35.
60РГИА, Ф.
1287.
Оп.
14.
Д.
1890.
Л.
19.
61 ГАВО.
Ф.
18.
Оп.
1.
Д.
3310.
Л.
7.
62Там же.
Ф.
34.
Оп.
1.
Д.
379.
Л.
3.
Г"5 Отчет Архангельского городского общественного управления за 1910 г.
Архангельск, 1910.
С.84.
64РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
172.
Л.
36.
65Там же.
Ф.
1287.
Оп.
14.
Д.
1890.
Л.
80.

[Back]