сосредотачивается масса рабочего люда, который ищет заработки, не имея возможности прокормиться в деревне. С течением времени возврат из города в деревню становится вес тяжелее в силу привычки к городской жизни, сильно отличающейся в России от жизни сельской по своему складу"*. В сельской местности население проживало в отдаленности от крупных населенных пунктов, а в городах оно сконцентрировано, что влияло на переполненность городских богаделен и наличие свободных мест в сельских заведениях2. Слабому распространению заведений данного типа способствовали и исторически сложившиеся особенности жизни крестьянского населения. Для сельских волостных обществ устройство и содержание богаделен на свои средства было очень дорогостоящим, поэтому более употребимыми являлись формы "общественной помощи" нуждающимся3. Не смотря на некоторые особенности, все заведения "закрытого" призрения в своей деятельности руководствовались "общим положением для богаделен", составленном еще для заведений Приказов общественного призрения и вошедшим в устав общественного призрения4. Все богадельни, дома призрения и др., действовали на основании своих уставов, в которых определялся порядок управления ими, условия приема и содержания в них призреваемых. Независимо от принадлежности к разным ведомствам и месторасположения, призрение в богадельнях предназначалось "для не имеющих пропитания убогих, Увечных и престарелых обоего пола гражданского ведомства из всех состояний"5 (ст. 647) Преимущество при приеме в богадельню отдавалось одиноким лицам, не имеющим родственников, могущих и обязанных их содержать (ст. 689). В уставах отдельных заведений специально оговаривались некоторые ограничения (но сословной или родственной принадлежности) при приеме призреваемых. В муниципальные богадельни принимались лица, принадлежащие к городским сословиям: 1Степанов В. В. Указ. соч. С. 146. 2Там же. С. 146. 5 Бобнснский О. Общественное лрияреннс у крестьян//Вестник благотворительное™, 1898. Лз I.C. 50, *Свод законов Российской империи. Т. ХШ. СПб., 1892. 5Там же. |
114 способствующих предупреждению нищенства. Все заведения “закрытого призрения” (богадельни, дома призрения и др.) находились в ведении различных учреждений земских, муниципальных, сословных, благотворительных. Специфика указанных органов и учреждений определяла особенности заведений данного типа и влияла на количественный и качественный состав призреваемых и качество обслуживания. Кроме того, различие заведений определялось и тем, где они находились в городе или сельской местности (Приложение 19). На Европейском Севере, как и в целом по России, богадельни открывались и “пользовались успехом” главным образом в городах, особенно губернских. В Архангельске к 1911 г. было 4 богадельни39, Вологде 6 заведений.40 (Приложение 18). По мнению В. В. Степанова, такая ситуация сложилась потому, что “ в городах сосредотачивается масса рабочего люда, который ищет заработки, не имея возможности прокормиться в деревне. С течением времени возврат из города в деревню становится все тяжелее в силу привычки к городской жизни, сильно отличающейся в России от жизни сельской по своему складу”. 1 В сельской местности население проживало в отдаленности от крупных населенных пунктов, а в городах оно сконцентрировано, что влияло на переполненность городских богаделен и наличие свободных мест в сельских заведениях.42 Слабому распространению заведений данного типа способствовали и исторически сложившиеся особенности жизни крестьянского населения. Для сельских /волостных обществ устройство и содержание богаделен на свои средства было очень дорогостоящим, поэтому более употребимыми являлись А формы “общественной помощи” нуждающимся. Не смотря на некоторые особенности, все заведения “закрытого” призрения в своей деятельности руководствовались “общим положением для богаделен”, составленном еще для заведений Приказов общественного призрения и вошедшим в устав общественного призрения.44 Все богадельни, дома призрения и др., действовали на основании своих уставов, в которых определялся порядок управления ими, условия приема и содержания в них призреваемых. Независимо от принадлежности к разным ведомствам и месторасположения, призрение в богадельнях предназначалось “для не имеющих пропитания убогих, увечных и престарелых обоего пола гражданского ведомства из всех состояний”45 (ст. 647). Преимущество при приеме в богадельню отдавалось одиноким лицам, не имеющим родственников, могущих и обязанных их содержать (ст. 689). В уставах отдельных заведений специально оговаривались некоторые ограничения (по сословной или родственной принадлежности) при приеме призреваемых. В муниципальные |