Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 151]

151 правилам, в богадельне предписывалось "соблюдать благочиние”, разрешалось заниматься "работами и рукоделиями, не нарушающими спокойствия и чистоты заведения", и даже предоставлялся "короткий отпуск" из богадельни на определенных условиях (для свидания с родственниками, но не для найма на работу)1.
В богадельнях не устраивали специальных ремесленных мастерских для еще трудоспособных людей призреваемые трудились по собственному желанию с целью заработать небольшие средства.
Кроме того, их труд можно рассматривать как способ проведения свободного времени.
Все остальные призреваемые, кто не трудился, были предоставлены сами себе.
В уставах заведений
"закрытого" призрения были предусмотрены случаи, вследствие которых "...
призреваемые увольняются из богадельни: а) в случае собственного пожелания; б) за предосудительные поступки, которые не могут быть
терпимы в богоугодном заведении”2.
Таких случаев, чтобы кто-то из призреваемых оставил заведение добровольно, по собственному желанию, практически не было
люди выбывали из богадельни только в случае смерти.
Были редки случаи увольнения призреваемых, которые находились в отпуске, за нарушение правил (прошение милостыни, посещение трактиров и др.

"питейных мест", устройство на работу') и за нарушение "благочиния" в заведениях, то есть, за пьянство, хулиганство и др.
проступки1.
Такие люди (подрабатывающие, употребляющие спиртные напитки и склонные к раздорам) не должны были "...

пользоваться общественным призрением" и не могли быть "...
терпимы в богадельне...1'4.
Особенно неохотно подчинялись режиму заведения и не соблюдали установленный порядок ссыльные и бродяги.
Они содержались совместно с другими призреваемыми.
Причем каких-либо исключений из общего режима для них не предусматривалось, кроме запрещения
отпусков3.
По данным губернатора представленным но вопросу "осуществления местными 1РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д.
172.
Л.
36.
s РГИА.
Ф.
1287.
Оп.
15.
Д 172.
Л.
36.
* Там же.
Ф.
1287.
Оп.
14.
Д 1890.
Л.
14.
4ЦИАМ.
Ф.
50.
On.
1.
Д 836.
Л.
154-155.
* Призрение бродяг и лиц, освобожденных от ссылки но ст.
27 устава о ссыльных И Антология социальной работы.
Т.
3.
М, 1995.
С.
250.
[стр. 117]

призреваемых были характерны для многих заведений “закрытого призрения”.
В акте осмотра богадельни Вологодского губернского земства, проведенного в 1883 г.
губернским инженером и врачебным инспектором отмечалось, что состояние помещений “представляется неудовлетворительным” вследствие: 1) “низменности комнат”, 2) недостаточности света и “кубического содержания воздуха” из-за тесноты, 3) сырости на стенах, 4) непрочности некоторых частей здания, 5) неприспособленности (\0 самого здания для призрения престарелых людей.
Такое “плачевное” состояние зданий и помещений для призреваемых зависело от отношения учредителей и организаций, открывающих заведения “закрытого” призрения, к своему делу делу благотворительной помощи нуждающимся категориям населения.
По мнению многих, ¿С...
призрение калек и престарелых инвалидов, на возвращение которых в ряды здорового общества нет никакой надежды” это, в сущности, наиболее безнадежный вид благотворительности.63 Данная категория населения была самой социально незащищенной и по своему статусу не могла требовать изменения положения, довольствуясь тем минимумом обеспечения, который предоставлялся в этих заведениях.
Все лица, призреваемые в богадельнях, обязаны были соблюдать правила поведения, за нарушение которых грозило “увольнение” из заведения.
По правилам, в богадельне предписывалось “соблюдать благочиние”, разрешалось заниматься “работами и рукоделиями, не нарушающими спокойствия и чистоты заведения”, и даже предоставлялся “короткий отпуск” из богадельни на определенных условиях ( для свидания с родственниками, но не для найма на работу).64 В отчетах некоторых заведений “закрытого призрения” Вологодской губернии за 1881-1883 гг., сообщалось: 65 “...
обязательных работ для призреваемых нет, работают, кто может...” и “...
занимаются (призреваемые К.Г.) в комнатах своих, разными мелкими работами, 66используя выручку на свои нужды...” .
В богадельнях не устраивали специальных ремесленных мастерских для еще трудоспособных людей призреваемые трудились по собственному желанию с целью заработать небольшие средства.
Кроме того, их труд можно рассматривать как способ проведения свободного времени.
Все остальные призреваемые, кто не трудился, были предоставлены сами себе.
В уставах заведений
“закрытого” призрения были предусмотрены случаи, вследствие которых (6• » • призреваемые увольняются из богадельни: а) в случае собственного пожелания; б) за предосудительные поступки, которые не могут быть 67 терпимы в богоугодном заведении”.
Таких случаев, чтобы кто-то из призреваемых оставил заведение добровольно, по собственному желанию, практически не было


[стр.,118]

118 люди выбывали из богадельни только в случае смерти.
Были редки случаи увольнения призреваемых, которые находились в отпуске, за нарушение правил (прошение милостыни, посещение трактиров и др.

“питейных мест”, устройство на работу) и за нарушение “благочиния” в заведениях, то есть, за пьянство, хулиганство и др.
¿ О проступки.
Такие люди (подрабатывающие, употребляющие спиртные напитки и склонные к раздорам) не должны были
“...
пользоваться общественным призрением” и ¿о не могли быть “...
терпимы в богадельне...” Особенно неохотно подчинялись режиму заведения и не соблюдали установленный порядок ссыльные и бродяги.
Они содержались совместно с другими призреваемыми.
Причем каких-либо исключений из общего режима для них не предусматривалось, кроме запрещения
отпусков.70 По данным Вологодского губернатора представленным по вопросу “осуществления местными учреждениями данного вида призрения (бродяг и ссыльных К.Г.)” в 1910-1912 гг.: “они нарушают % весь строй богадельни, не давая покоя прочим призреваемым, обижают их, пьянствуют, 71обкрадывают товарищей, буйствуют и дерутся”.
Из-за такого поведения отдельных лиц нарушалась сама цель заведения “закрытого” призрения, предназначенного предоставлять покой людям на старости лет, которые своими заслугами заслужили это (например, отставные солдаты), поэтому совместное пребывание с ними преступников вряд ли могло считаться нормальным.
Кроме того, “отсутствие особых мест для бродяг и ссыльных по закону в заведения общественного призрения вынуждает иногда отдавать им штатные вакансии и тем самым отдалять возможность поступления в заведение других кандидатов, более достойных призрения”.72 Таким образом, присутствие в богадельнях бродяг и ссыльных, освобожденных от ссылки по состоянию здоровья и старости, создавало серьезную проблему для других призреваемых, очевидную для всех учреждений, занимающихся их призрением.
Данная проблема требовала своего разрешения, может быть, вплоть до того, чтобы создать отдельные заведения для призрения данного контингента.
Еще одной проблемой, не менее важной, являлась необходимость выделения из общей категории нетрудоспособных лиц, призреваемых в богадельнях, в отдельную группу неизлечимо-больных людей.
Данная группа повсеместно призревалась в богадельнях заведениях не приспособленных для специализированной помощи.
В дореволюционной России долгое время не существовало специальных заведений для призрения неизлечимо больных, лишь при некоторых земских больницах были открыты специализированные отделения для такого рода нуждающихся.
Подобное отделение,

[Back]