Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 155]

155 по домам” "это форма помощ и являлась весьма тяжелой и для оказываю щ их ее и для принимающих ее"1.
Для первых она доставляла много хлопот, особенно, если помещались к ним больные и
"дряхлые" крестьяне или маленькие дети, за которыми необходим особый уход, так как, в виду возраста они сами были не способны к самообслуживанию.
Что касается самих призреваемых, то они
"помимо неудобств частого перемещения должны были выносить массу попреков со стороны далеко не всегда расположенных к ним невольных благотворителей, особенно это относится к тем, кто в силу своего возраста или болезни не в состоянии ничем помочь домохозяину"2.
В этом отношении другая форма призрения
"прием на полное содержание" была более "человечной" по отношению к призреваемому.
От
"очередного кормления" она отличалась постоянством содержания призреваемых, так как в этом случае предоставляется постоянный прию т, или приют на более или мснсс продолжительное время, и платностью.
"Прием на полное содержание" был своего рода формой попечительства над одинокими пожилыми и престарелыми людьми.
Домохозяева за обеспечение призреваемых получали вознаграждение в форме определенной платы со стороны общ ества, или в форме отвода земли, или предоставления права пользоваться
наделом призреваемого."3.
В М осковской губернии наиболее распространенным способом установления такой формы попечительства являлась передача надела земли в аренду или на постоянное время родственникам или лицам, которые изъявляли согласие за отвод надела принимать на себя "прокормление неимущ их”4.
Волостной/ сельский сход следил за исполнением обязательств, взятых на себя попечителями по отношению к призреваемым.
В случаях плохого обращения с призреваемым, сход мог отменить свое
реш ение об установлении опеки и передать эти функции другому лицу5.
Таким образом в крестьянской среде исторически сформировались такие формы
"общ ественной 1БоСиекскин О.
Указ.
соч.
С.
50.
2 Там ж е, С.
50.
* Блзертвориюльность и России.
СПб., 1903.
Т.
1.
Приложение.
С.
I.
* С вод заключений губернских совещ аний по вопросил*, относящ имся к пересмотру за ко нодательсш а о крестьянах.
Т.
2.
СПб., 1897.
С.450.
5Там же.
С.
450.
[стр. 120]

120 средств и частных пожертвований.
Не лучше дело обстояло и у крестьянских органов управления.
Богадельни имели лишь восемь (!) сельских и волостных обществ Вологодской губернии, да и то, эти заведения содержались также за счет процентов с капитала и частных пожертвований.
В Архангельской губернии в сельской местности и вовсе не имелось подобных заведений.
* В крестьянской среде богадельни не пользовались особым спросом: “...
нежелание нуждающихся дряхлых и неспособных к работе поступать и оставаться в богадельнях” отмечалось в “Своде заключений губернских совещаний по вопросам, относящимся к пересмотру законодательства о крестьянах”.
0 Многие пожилые и престарелые предпочитали терпеть нужду и голод “на воле”, чем жить на полном обеспечении в богадельне, поэтому в крестьянской среде существовали другие, более приемлемые формы “общественной помощи “очередное кормление” и “прием на полное содержание”.
Эти две формы помощи пожилым, престарелым и инвалидам по своей сущности близки современным формам опеки и попечительства.
Самой распространенной формой общественного призрения, особенно в Вологодской губернии, было содержание “по очереди” “неимущих общественников” более состоятельными членами крестьянских обществ, или “очередное кормление”.81 Эта форма помощи включала в себя предоставление квартиры и пищи с ежедневным переводом призреваемого из одного дома в другой.
Определение человека, нуждающегося в призрении, на “очередное кормление” происходило на основании приговоров волостных/ сельских сходов, которые устанавливали между собой очередность содержания.82 По мнению О.Бобиенского, “кормление по домам” “это форма помощи являлась весьма тяжелой и для оказывающих ее и для принимающих ее”.
3 Для первых она доставляла много хлопот, особенно, если помещались к ним больные и “дряхлые” крестьяне или маленькие дети, за которыми необходим особый уход, так как, в виду возраста они сами были не способны к самообслуживанию.
Что касается самих призреваемых, то они
“помимо неудобств частого перемещения должны были выносить массу попреков со стороны далеко не всегда расположенных к ним невольных благотворителей, особенно это относится к тем, кто в силу своего возраста или болезни не в состоянии ничем помочь домохозяину”.84 В этом отношении другая форма призрения “прием на полное содержание” была более “человечной” по отношению к призреваемому.
От
“очередного кормления” она отличалась постоянством содержания призреваемых, так как в этом случае предоставляется постоянный приют, или приют на более или менее продолжительное

[стр.,121]

121 время, и платностью.
“Прием на полное содержание” был своего рода формой попечительства над одинокими пожилыми и престарелыми людьми.
Домохозяева за обеспечение призреваемых получали вознаграждение в форме определенной платы со стороны общества, или в форме отвода земли, или предоставления права пользоваться
ос наделом призреваемого.
В Вологодской губернии наиболее распространенным способом установления такой формы попечительства являлась передача надела земли в аренду или на постоянное время родственникам или лицам, которые изъявляли согласие ЯЛ за отвод надела принимать на себя “прокормление неимущих”.
Волостной/ сельский сход следил за исполнением обязательств, взятых на себя попечителями по отношению к призреваемым.
В случаях плохого обращения с призреваемым, сход мог отменить свое
Я7 решение об установлении опеки и передать эти функции другому лицу.
Таким образом в крестьянской среде исторически сформировались такие формы
“общественной помощи”, которые сохраняли человека (пожилого, престарелого, инвалида) в его привычной среде и были менее затратными, чем содержание целой богадельни.
Другим видом обеспечения лиц нетрудоспособных по старости или болезни, а также всех материально необеспеченных категорий населения (неполные и многодетные семьи, безработные) являлись денежные и натуральные пособия.
Как уже отмечалось выше, из данной категории в лучшем положении находились отставные военные нижние чины, их жены и вдовы (“солдатки”), состоявшие на пенсионном обеспечении.
Денежные пособия подразделялись на ежемесячные и единовременные.
Ежемесячные пособия (пенсии), выплачивались в течение целого года и могли продлеваться на последующие годы, были единственным средством существования для одиноких и материально необеспеченных пожилых, престарелых и инвалидов.
Для “бедных” семей, преимущественно неполных, эти пособия “...
служат только поддержкой и помогают при собственном трудолюбии избегать положительной нищеты”.
8 Преимущества в назначении ежемесячных пенсий имели, в первую очередь, государственные, земские и муниципальные служащие.
Некоторые земские и благотворительные учреждения Вологодской губернии практиковали выдачу ежемесячных пособий продуктами (хлебом, зерном).
Яренское земское собрание в 1874 г., приняло решение “...
выдавать ежегодно крайне бедным од жителям г.
Яренска из запасов хлеба богадельного имения по 70 пудов ржи и ячменя”.
Эта мера не требовала дополнительных затрат средств на призрение из местного бюджета и решала проблему продовольственного обеспечения нуждающихся.
Благотворительное общество в г.
Вельск выдавало ежемесячные пособия, “...

[Back]