1 6 6 и выявляли тех лиц, которые нуждались в такого рода помощи. Данны е способы назначения помощи были очень эффективными, так как в этих случаях помощь была адресной и целесообразной. В Балашихе система раздачи билетов на бесплатные обеды в столовой им. Колесникова бы ла упрощенной. Часть билетов раздавалась самим учредителем заведения, другая часть продавалась в местной городской управе по 6 коп. тем людям, которые желали оказать помощ ь "бедняку” или нищему. "Такой услугой пользовались люди в урочные поминальные дни по умершим, вместо раздачи нищим копеек, родственники умерших покупали билеты и раздавали их бедным". Э тот способ благотворения был поддержан местным населением: в 1889-1890 гг. число лиц, получивших обеды из средств частного пожертвованного капитала было 4 420 чел., на частные билеты 4 862 чел., 1890-1891 гг. -7224 чел. и 2811 чел. соответственно,!8911892 гг. 9 851 чел. и 799 чел., 1892-1893 гг. 10 758 чел. и 3354 чел.1 Бесплатные столовые приносили существенную пользу как самим нуждающимся, не давая им умереть с голоду, так и людям, желающим оказать им посильную помощь. "Помощь будет истинной и целесообразной, если имеющие достаточные средства и желающие питать голодных и бедных, будут искать таковых из местных обывателей, в своих церковных приходах, давать им билеты на обеды в столовой на неделю, месяц и более, по временам справляясь о степени их нужды и поведении", то есть только мри объединении усилий широких слоев населения в деле благотворительности могут быть достигнуты положительные результаты. Для городских властей и общ ественных организаций было очевидно, что "уличное" нищенство в городах искоренить практически невозможно, но можно ослабить его путем создания сети бесплатных столовых, обеспечивающих питанием наиболее нуждаю щ иеся категории населения. Еще одной категорией призреваемых, появившейся в начале XX в. стали "лица, освобожденные из мест заключений" или бывшие заклю ченные и их 3П о материалам га четы Московские губернские ведом ости ла соответствую щ ие периоды .. |
130 местным благотворительным обществом в 1897 г. 149 Но данный проект не осуществлялся из-за различных проволочек в деле и в дальнейшем из-за финансовых затруднений общества. 150 Столовые, чайные и чайные-столовые относились к одному типу заведений, говоря современным языком, “общественного питания”, но имели ряд различий по целям деятельности, месторасположению и своим размером. Столовые создавались только в городах с целью бесплатного “снабжения нищих пищей”15 Чайные и чайныестоловые открывались не только в городах, но и в сельской местности в местах наибольшего скопления людей, с целью “отвлечения населения от употребления крепких спиртных напитков”, предоставляя возможность встреч за чашкой чая (отсюда название чайная), а также предлагая “... здоровую, более разнообразную пищу...5?152 По своим размерам столовые были больше, чем чайные, и вмещали от 50 до 80 чел. единовременно. 153 Помимо вышеперечисленных различий, столовые представляли бесплатные обеды малоимущим категориям населения, а в чайных и чайных-столовых бесплатной была лишь небольшая часть обедов, которая предоставлялась вышеуказанной категории. Бесплатные обеды в столовой предоставлялись по четко отлаженной системе, причем для разных заведений она была неодинаковой. В Архангельске выдачей билетов О на посещение столовой занимались участковые попечительницы Женского благотворительного общества, заведующие этими заведениями. Существовало два способа назначения помощи в виде бесплатных обедов: личное обращение в Комитет общества и выявление нуждающихся. Каждый из “бедных”, желающий получить право на обеды в бесплатной столовой обращался к участковой попечительнице, которая “по удостоверении в бедности, выдает именной билет на право получения этих обедов в течение месяца”.154 Другой способ заключался в том, что участковые попечительницы проводили регулярное обследование семей и лиц, проживающих на их участке и выявляли тех лиц, которые нуждались в такого рода помощи. Данные способы назначения помощи были очень эффективными, так как в этих случаях помощь была адресной и целесообразной. В Вологде система раздачи билетов на бесплатные обеды в столовой им. Колесникова была упрощенной. Часть билетов раздавалась самим учредителем заведения, другая часть продавалась в местной городской управе по 6 коп. тем людям, которые желали оказать помощь ибедняку” или нищему. 55 “Такой услугой пользовались люди в урочные поминальные дни по умершим, вместо раздачи нищим копеек, родственники умерших покупали билеты и раздавали их бедным”.156 Этот 131 способ благотворения был поддержан местным населением: в 1889-1890 гг. число лиц, получивших обеды из средств частного пожертвованного капитала было 14 420 чел., на 1 с *7 1 г о частные билеты 4 862 чел. , 1890-1891 гг. 17224 чел. и 2811 чел. соответственно , 18911892 гг. 19 851 чел. и 799 чел.159, 1892-1893 гг. 20 758 чел. и 3354 чел.160 Подобная услуга предоставлялась и Архангельским женским попечительным обществом о бедных в 1881 г.: столовые билеты “ ... должны были заменить собою подачу нищим на руки хлеба, или денег”; они приобретались ежедневно у попечительниц, заведующих бесплатными столовыми и у секретаря Комитета 161 общества. Бесплатные столовые приносили существенную пользу как самим нуждающимся, не давая им умереть с голоду, так и людям, желающим оказать им посильную помощь. “Помощь будет истинной и целесообразной, если имеющие достаточные средства и желающие питать голодных и бедных, будут искать таковых из местных обывателей, в своих церковных приходах, давать им билеты на обеды в столовой на неделю, месяц и 1 / П более, по временам справляясь о степени их нужды и поведении”. То есть только при объединении усилий широких слоев населения в деле благотворительности могут быть достигнуты положительные результаты. Для городских властей и общественных организаций было очевидно, что “уличное” нищенство в городах искоренить практически невозможно, но можно ослабить его путем создания сети бесплатных столовых, обеспечивающих питанием наиболее нуждающиеся категории населения. В конце XIX в. “... дифференциация нуждающихся достигает своего высшего предела и соответственным образом начинает развиваться принцип специализации мер л ____ и способов помощи”. Появляются новые категории призреваемых и новые формы помощи, из которых одной из самых прогрессивных считалась трудовая помощь. Эта форма, по мнению И.А.Голосенко, составляла сердцевину “открытой” и “профилактической” системы призрения, как система мер организации самостоятельной трудовой жизни.164 Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству нищих, а также безработных и бедных. Одной из простых форм “трудовой помощи” являлись мастерские для бедных. Такая форма помощи применялась в 1880-1882 гг., Архангельским женским попечительным обществом о бедных, Мастерская для “бедных женщин” была открыта в 1880 г. с целью “... доставления бедным женщинам возможности снискивать средства к существованию своим рукоделием и обучения молодых девушек разным работам, незнакомым здешним мастерицам”165. То есть научить определенному ремеслу и тем самым дать возможность самостоятельно |