Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 167]

-167семьи.
Для них была создана специальная форма призрения
"патронат".
В Московской губернии этот категорией населения занималось Московское общество покровительства лицам, освобожденным из мест заключений.
Цель деятельности
этого общества в отношении бывших заключенных выражалась "...
в устройстве их быта, в видах возвращения на путь честной жизни” и помощи их нуждающимся семьям1.
Смысл самого "патроната" заключался не н том, чтобы оказать материальную помощь, а был гораздо сложнее: способствовать нравственному возрождению бывших преступников, помогая им адаптироваться к жизни после выхода из .мест заключения2.
Для реализации основной идеи "патроната"
бывшим заключенным оказывались различные виды помощи: материальная и юридическая помощь, содействие помещению в нриютьт, больницы, школы, дома трудолюбия, поиск работы, отправка па место проживания.
Московское общество патроната за три года своей деятельности (1910-1913 гг.) оказало помощь 20 чел.
и 7 семьям,
то есть, совсем небольшому числу людей.
Социальная поддержка бывших заключенных и их семей в той форме, в какой она оказывалась,
имеет, несомненно, случайный поверхностный характер.
Задачи деятельности обществ выходили за пределы
"простой благотворительности*, но они не были затронуты, с одной стороны, из-за недостаточности материальных средств, с другой стороны, потому что их работа за четыре года не успела заинтересовать широкие круги населения.
Эти благотворительные учреждения не могли жаловаться на невнимание общественности, которая помогала им в финансовом плане, что безусловно было важно.

Ио для " успешного" осуществления основной идеи „патроната" в не меньшей степени требовалось оказание "нравственной" (моральной) поддержки со стороны населения "лицам, поступающим под покровительство Патроната".
"Нравственная” поддержка со стороны населения, выражающаяся в участливом отношении к нему (бывшему заключенному С.К.) по 1Уста а Московского общества покровительства лицам, освобождаемым и з мест заключения (пагролат).
Москва.
1917.
C.I.
: Маликин Ф.
И.
Роль Общества в борьбе с преступностью.
Вып.
1.
СПб., 1906.
С.
4.
[стр. 136]

136 202 малолетних детей девочек-сирот”.
Это учреждение выполняло функции богадельни и детского приюта, которых не было в городе.
Итак, дома трудолюбия, действовавшие на Европейском Севере в конце XIXначале XX вв.
как учреждения “трудовой помощи” не были востребованы местным населением.
Устроенные с целью профилактики нищенства, они оправдали надежды организаторов только частично, решая проблему детской беспризорности и бродяжничества.
Дома трудолюбия чаще всего служили и детскими приютами, и богадельнями для престарелых и убежищами для “малоспособных” к работе, некоторые из них даже превратились исключительно в детские приюты (Архангельский и ВеликоУстюжский дома трудолюбия).
“Везде благотворительная задача преобладала над социальновоспитательномММ это было характерно для преобладающего количества домов трудолюбия Российской империи, только в некоторых городах с сильной концентрацией рабочих “трудовая помощь” действительно стояла на первом месте.203 Еще одной категорией призреваемых, появившейся в начале XX в.
стали “лица, освобожденные из мест заключений” или бывшие заключенные и их семьи.
Для них была создана специальная форма призрения
“патронат”.
На Европейском Севере этот категорией населения занимались два благотворительных учреждения: Архангельское и Велико-Устюжское общества покровительства лицам, освобожденным из мест заключений.
Цель деятельности
этих обществ в отношении бывших заключенных выражалась и + * « устройстве их быта, в видах возвращения на путь честной жизни” и нуждающимся 204 Смысл самого “патроната” заключался чтобы оказать материальную помощь, а был гораздо сложнее: способствовать нравственному возрождению бывших преступников, помогая им адаптироваться к Л А Г жизни после выхода из мест заключения.
Для реализации основной идеи патроната”
оывшим заключенным оказывались различные виды помощи: материальная и юридическая помощь, содействие помещению в приюты, больницы, школы, дома трудолюбия, поиск работы, отправка на место проживания.206 Архангельское общество патроната за три года своей деятельности (1910-1913 гг.) оказало помощь 20 чел.
и 7 семьям207
Велико-Устюжское общество в 1913 г.
13 чел.,208 то есть, совсем небольшому числу людей.
Социальная поддержка бывших заключенных и их семей в той форме, в какой она оказывалась,
“...
имеет несомненно случайный поверхностный характер”.209 Задачи деятельности обществ выходили за пределы
“простой благотворительности”, но они не были затронуты, с одной стороны, из-за недостаточности материальных средств, с

[стр.,137]

137 другой стороны, потому что их работа за четыре года не успела “заинтересовать 210широкие круги населения .
Эти благотворительные учреждения не могли жаловаться на невнимание общественности, которая помогала им в финансовом плане, что безусловно было важно.

Но для “ успешного” осуществления основной идеи “патроната” в не меньшей степени требовалось оказание “нравственной” (моральной) поддержки со стороны населения “лицам, поступающим под покровительство Патроната”.
“Нравственная” поддержка со стороны населения, выражающаяся в участливом отношении к нему (бывшему заключенному К.Г.) по освобождению из тюрьмы, должна была способствовать моральному возрождению бывших 911 преступников.
Она была важна для решения дальнейшей судьбы бывших заключенных, особенно для их трудоустройства.
Общества “патроната” в Архангельске и Великом Устюге не имели собственных заведений (ремесленных мастерских и домов трудолюбия), куда бы можно было устроить бывших заключенных.212 Дома трудолюбия в местных Попечительных обществ в этих городах уже не существовали, поэтому единственной возможностью трудоустройства оставались частные ремесленные мастерские.
Но “при господствующем в обществе недоверии к лицам, отбывавшим тюремное заключение за имущественные преступления” не представлялось возможным.213 Для этого требовалось время и постоянная пропаганда идей “патроната” среди населения, чтобы люди могли преодолевать свое оправданно негативное отношение к бывшим преступникам и принять их как “нормальных членов сообщества.
Итак, разнообразные виды и формы призрения взрослых развивались и совершенствовались в русле проводимых мероприятий по борьбе с нищенством.
С 1860 1870-х гг.
до середины 1890-х гг., основной упор делался на “терапевтическое” призрение, направленное на преодоление сложившейся трудной ситуации в жизни человека.
Основными категориями, нуждающимися в такой системе призрения, являлись материально необеспеченные и одинокие пожилые, престарелые и инвалиды, малообеспеченные многодетные и неполные семьи.
Преобладающими видами помощи было содержание в заведениях “закрытого” призрения и оказание материальной помощи.
Более организованным и систематичным на Европейском Севере являлось призрение только одной из нуждающихся категорий населения материально необеспеченных и одиноких пожилых и престарелых, в том числе инвалидов, так как, обязанности обеспечения данной категории распределялись по схеме: семья община социальное учреждение.
Да и по количественным и качественным показателям пожилые и престарелые были в большей степени охвачены разными видами помощи.
По

[Back]