Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 168]

168освобождснию из тюрьмы, должна была способствовать моральному возрождению бывших преступников.
Она была важна для решения дальнейшей судьбы бывших заключенных, особенно для их трудоустройства.

Общество "патроната" в Москве не имело собственных заведений (ремесленных мастерских и домов трудолюбия), куда бы можно было устроить бывших заключенных.
Дома трудолюбия в местных Попечительных обществ в этих городах уже не существовали, поэтому единственной возможностью трудоустройства оставались частные ремесленные мастерские.
Но
при господствующем в обществе недоверии к лицам, отбывавшим тюремное заключение за имущественные преступления не представлялось возможным.
Для этого требовалось время и постоянная пропаганда идей
"патроната” среди населения, чтобы люди могли преодолевать свое оправданно негативное отношение к бывшим преступникам и принять их как "нормальных членов сообщества.
В конце XIX в.
”...
дифференциация нуждающихся достигает своего высшего предела и соответственным образом начинает развиваться принцип специализации мер
и способов помощи”1.
В период с 1890-х гг.
до начала XX в.
наряду с развитием вышеуказанных видов и форм помощи
в Московской губернии сформировалось новое направление системы призрения "профилактическое”, когда помощь оказывалась до наступления крайней нужды, предупреждая сс.
Основными категориями, для которых создавалась эта система призрения, являлись безработные, бездомные, бывшие заключенные, да и вообще все трудоспособные люди, пополнявшие
офомную армию нищих и бедных.
Основой
профилактической" системы призрения являлась так называемая, "трудовая помощь", Эта форма, по мнению И.Л.Голосеико, составляла сердцевину "открытой" и "профилактической” системы призрения, как система мер организации самостоятельной трудовой жизни2.
Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству
1Щвиттау Г.
Трудовая помощь я Россик...С.
215.
* ГолоеенкоИ.
А.
Указ.
соч.
С.
22.
[стр. 131]

131 способ благотворения был поддержан местным населением: в 1889-1890 гг.
число лиц, получивших обеды из средств частного пожертвованного капитала было 14 420 чел., на 1 с *7 1 г о частные билеты 4 862 чел.
, 1890-1891 гг.
17224 чел.
и 2811 чел.
соответственно , 18911892 гг.
19 851 чел.
и 799 чел.159, 1892-1893 гг.
20 758 чел.
и 3354 чел.160 Подобная услуга предоставлялась и Архангельским женским попечительным обществом о бедных в 1881 г.: столовые билеты “ ...
должны были заменить собою подачу нищим на руки хлеба, или денег”; они приобретались ежедневно у попечительниц, заведующих бесплатными столовыми и у секретаря Комитета 161 общества.
Бесплатные столовые приносили существенную пользу как самим нуждающимся, не давая им умереть с голоду, так и людям, желающим оказать им посильную помощь.
“Помощь будет истинной и целесообразной, если имеющие достаточные средства и желающие питать голодных и бедных, будут искать таковых из местных обывателей, в своих церковных приходах, давать им билеты на обеды в столовой на неделю, месяц и 1 / П более, по временам справляясь о степени их нужды и поведении”.
То есть только при объединении усилий широких слоев населения в деле благотворительности могут быть достигнуты положительные результаты.
Для городских властей и общественных организаций было очевидно, что “уличное” нищенство в городах искоренить практически невозможно, но можно ослабить его путем создания сети бесплатных столовых, обеспечивающих питанием наиболее нуждающиеся категории населения.
В конце XIX в.
“...
дифференциация нуждающихся достигает своего высшего предела и соответственным образом начинает развиваться принцип специализации мер
л ____ и способов помощи”.
Появляются новые категории призреваемых и новые формы помощи, из которых одной из самых прогрессивных считалась трудовая помощь.
Эта форма, по мнению
И.А.Голосенко, составляла сердцевину “открытой” и “профилактической” системы призрения, как система мер организации самостоятельной трудовой жизни.164 Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству нищих, а также безработных и бедных.
Одной из простых форм “трудовой помощи” являлись мастерские для бедных.
Такая форма помощи применялась в 1880-1882 гг., Архангельским женским попечительным обществом о бедных, Мастерская для “бедных женщин” была открыта в 1880 г.
с целью “...
доставления бедным женщинам возможности снискивать средства к существованию своим рукоделием и обучения молодых девушек разным работам, незнакомым здешним мастерицам”165.
То есть научить определенному ремеслу и тем самым дать возможность самостоятельно

[стр.,137]

137 другой стороны, потому что их работа за четыре года не успела “заинтересовать 210широкие круги населения .
Эти благотворительные учреждения не могли жаловаться на невнимание общественности, которая помогала им в финансовом плане, что безусловно было важно.
Но для “ успешного” осуществления основной идеи “патроната” в не меньшей степени требовалось оказание “нравственной” (моральной) поддержки со стороны населения “лицам, поступающим под покровительство Патроната”.
“Нравственная” поддержка со стороны населения, выражающаяся в участливом отношении к нему (бывшему заключенному К.Г.) по освобождению из тюрьмы, должна была способствовать моральному возрождению бывших 911 преступников.
Она была важна для решения дальнейшей судьбы бывших заключенных, особенно для их трудоустройства.

Общества “патроната” в Архангельске и Великом Устюге не имели собственных заведений (ремесленных мастерских и домов трудолюбия), куда бы можно было устроить бывших заключенных.212 Дома трудолюбия в местных Попечительных обществ в этих городах уже не существовали, поэтому единственной возможностью трудоустройства оставались частные ремесленные мастерские.
Но
“при господствующем в обществе недоверии к лицам, отбывавшим тюремное заключение за имущественные преступления” не представлялось возможным.213 Для этого требовалось время и постоянная пропаганда идей “патроната” среди населения, чтобы люди могли преодолевать свое оправданно негативное отношение к бывшим преступникам и принять их как “нормальных членов сообщества.
Итак, разнообразные виды и формы призрения взрослых развивались и совершенствовались в русле проводимых мероприятий по борьбе с нищенством.
С 1860 1870-х гг.
до середины 1890-х гг., основной упор делался на “терапевтическое” призрение, направленное на преодоление сложившейся трудной ситуации в жизни человека.
Основными категориями, нуждающимися в такой системе призрения, являлись материально необеспеченные и одинокие пожилые, престарелые и инвалиды, малообеспеченные многодетные и неполные семьи.
Преобладающими видами помощи было содержание в заведениях “закрытого” призрения и оказание материальной помощи.
Более организованным и систематичным на Европейском Севере являлось призрение только одной из нуждающихся категорий населения материально необеспеченных и одиноких пожилых и престарелых, в том числе инвалидов, так как, обязанности обеспечения данной категории распределялись по схеме: семья община социальное учреждение.
Да и по количественным и качественным показателям пожилые и престарелые были в большей степени охвачены разными видами помощи.
По

[стр.,138]

138 губерниям Европейского Севера в лучшем положении по всем показателям находилась система призрения данной категории населения в Вологодской губернии, во многом благодаря деятельности общественных сил и частных лиц.
В Архангельской губернии, в виду слабости государственной системы помощи, отсутствия земского призрения и слабой развитости общественной благотворительности, особенно в уездах, функции призрения пожилых и престарелых ложились полностью на крестьянские общества.
Волостные и сельские общества справлялись со своей функцией, поскольку она являлась «мирской повинностью».
При этом крестьянские общества применяли отсталые и несовершенные формы «общественной помощи» и не заботились о создании организованной системы призрения нуждающихся членов общины.
Остальные малообеспеченные категории населения, которые нуждались в целом комплексе мер, направленных на повышение уровня жизни, получали чаще всего помощь разового характера.
Она не решала проблемы бедности.
Исключение составляет деятельность Комитета для помощи поморам Русского Севера, создавшего в Архангельской губернии систему пенсионного обеспечения отдельных семей, потерявших кормильца.
Все остальные учреждения социального призрения по отдельности не могли предоставить полный комплекс социальных услуг.
Так как, помощь очень часто оказывалась не столько в соответствии с нуждами клиентов, а чаще всего исходя из наличия собственных ресурсов (материальных средств, благотворительных заведений и людских кадров).
Но даже при таких условиях тенденции к объединению общих усилий в деле призрения бедных не существовало.
В период с 1890-х гг.
до начала XX в.
наряду с развитием вышеуказанных видов и форм помощи
на Европейском Севере сформировалось новое направление системы призрения “профилактическое”, когда помощь оказывалась до наступления крайней нужды, предупреждая ее.
Основными категориями, для которых создавалась эта система призрения, являлись безработные, бездомные, бывшие заключенные, да и вообще все трудоспособные люди, пополнявшие
огромную армию нищих и бедных.
Основой
“профилактической” системы призрения являлась так называемая, “трудовая помощь”, как система мер по организации самостоятельной трудовой жизни.
Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству
(мастерские, дома трудолюбия и др.
заведения), а также сопутствующие им мероприятия по созданию сети ночлежных приютов и бесплатных столовых.
Развитие сети учреждений «трудовой помощи» происходило только в крупных городах Европейского Севера (Архангельск, Вологда, Великий Устюг).
Так как именно в крупных городах и губернских центрах существовала

[Back]