Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 169]

169(мастерские, дома фудолюбия и др.
заведения), а также сопутствующие им мероприятия по созданию сети ночлежных приютов и бесплатных столовых.
Развитие сети учреждений
кгрудовой помощи» происходило только в крупных городах Московской Губернии.
Так как именно в крупных городах и губернских центрах существовала
потребность в такого рода учреждениях в силу особенностей социальной структуры городского населения.
Одной из простых форм "трудовой помощи" являлись мастерские для бедных.
Такая форма помощи применялась в 1880-1882 гг.

Московским женским попечительным обществом о бедных.
Мастерская для
"бедных женщин" была открыта в 1880 г.
с целью "...
доставления бедным женщинам возможности снискивать средства к существованию своим рукоделием и обучения молодых девушек разным работам, незнакомым здешним
мастерицам"1, то есть научить определенному ремеслу и тем самым дать возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя и свою семью.
В этих мастерских женщины и девушки из малообеспеченных слоев населения обучались
"разным мастерствам": плетение кружев, пошив белья, одежды, плетение ковров, вязание.
Основной контингент занимался в мастерских благотворительного общества, а небольшая часть женщин работала на дому, таким образом получая возможность обеспечивать свою семью.
Данное заведение пользовалось большим спросом среди местного женского населения: в первый год деятельности здесь нашли работу 76
"неимущих девушек и женщин"2.
В мастерской принимались многочисленные заказы от частных лиц по шитью платьев и белья и подряды, выгодные для благотворительного учреждения.
За первый год деятельности данное учреждения
"упрочилось, благодаря практическому такту, энергии и настойчивости распорядительности мастерской"; рукоделие мастериц попали даже на международный рынок в Англию, где пользовались спросом3.
Несмотря на успешную деятельность, из-за растущей конкуренции в
1О п ст Московского женскою попсчмелАного...
за 1880 г.
Москва.
1881.
С.
3.
2 Там же.
С.
4.
АТо же за 1882 г.
Москва.
1883.
С.
6.
[стр. 131]

131 способ благотворения был поддержан местным населением: в 1889-1890 гг.
число лиц, получивших обеды из средств частного пожертвованного капитала было 14 420 чел., на 1 с *7 1 г о частные билеты 4 862 чел.
, 1890-1891 гг.
17224 чел.
и 2811 чел.
соответственно , 18911892 гг.
19 851 чел.
и 799 чел.159, 1892-1893 гг.
20 758 чел.
и 3354 чел.160 Подобная услуга предоставлялась и Архангельским женским попечительным обществом о бедных в 1881 г.: столовые билеты “ ...
должны были заменить собою подачу нищим на руки хлеба, или денег”; они приобретались ежедневно у попечительниц, заведующих бесплатными столовыми и у секретаря Комитета 161 общества.
Бесплатные столовые приносили существенную пользу как самим нуждающимся, не давая им умереть с голоду, так и людям, желающим оказать им посильную помощь.
“Помощь будет истинной и целесообразной, если имеющие достаточные средства и желающие питать голодных и бедных, будут искать таковых из местных обывателей, в своих церковных приходах, давать им билеты на обеды в столовой на неделю, месяц и 1 / П более, по временам справляясь о степени их нужды и поведении”.
То есть только при объединении усилий широких слоев населения в деле благотворительности могут быть достигнуты положительные результаты.
Для городских властей и общественных организаций было очевидно, что “уличное” нищенство в городах искоренить практически невозможно, но можно ослабить его путем создания сети бесплатных столовых, обеспечивающих питанием наиболее нуждающиеся категории населения.
В конце XIX в.
“...
дифференциация нуждающихся достигает своего высшего предела и соответственным образом начинает развиваться принцип специализации мер л ____ и способов помощи”.
Появляются новые категории призреваемых и новые формы помощи, из которых одной из самых прогрессивных считалась трудовая помощь.
Эта форма, по мнению И.А.Голосенко, составляла сердцевину “открытой” и “профилактической” системы призрения, как система мер организации самостоятельной трудовой жизни.164 Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству нищих, а также безработных и бедных.
Одной из простых форм “трудовой помощи” являлись мастерские для бедных.
Такая форма помощи применялась в 1880-1882 гг.,
Архангельским женским попечительным обществом о бедных, Мастерская для “бедных женщин” была открыта в 1880 г.
с целью “...
доставления бедным женщинам возможности снискивать средства к существованию своим рукоделием и обучения молодых девушек разным работам, незнакомым здешним
мастерицам”165.
То есть научить определенному ремеслу и тем самым дать возможность самостоятельно


[стр.,132]

132 зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя и свою семью.
В этих мастерских женщины и девушки из малообеспеченных слоев населения обучались
“разным мастерствам”: плетение кружев, пошив белья, одежды, плетение ковров, вязание.
Основной контингент занимался в мастерских благотворительного общества, а небольшая часть женщин работала на дому, таким образом получая возможность обеспечивать свою семью.
Данное заведение пользовалось большим спросом среди местного женского населения: в первый год деятельности здесь нашли работу 76
“неимущих девушек и 1( женщин”.
В мастерской принимались многочисленные заказы от частных лиц по шитью платьев и белья и подряды, выгодные для благотворительного учреждения.
За первый год деятельности данное учреждения
“упрочилось, благодаря практическому такту, энергии и настойчивости распорядительности мастерской”; рукоделие мастериц 1£¡5 попали даже на международный рынок в Англию, где пользовались спросом.
Несмотря на успешную деятельность, из-за растущей конкуренции в
городе, это 1ЛО предприятие было вынуждено прекратить свое существование в 1882 г.
Подобного рода мастерские возникали и во многих других городах Российской империи.
70 Они являлись новой формой помощи, которая была направлена на безработных и основывалась на двух основных началах благотворительности и “трудовой помощи”.
В данном случае оказывалась не только и не столько материальная помощь “неимущим” категориям населения, сколько проводилась профилактика “бедности” и нищеты в будущем.
Другой формой “трудовой помощи”, получившей свое развитие в конце XIX в.
были дома трудолюбия.
Дома трудолюбия являлись заведениями, предназначенными для трудового перевоспитания нищих (трудоспособных) и безработных посредством предоставления им работы и приюта.
Первый Дом трудолюбия был основан в 1882 г.
о.
Иоанном Кронштадским.
Он сам никогда не был сторонником беспорядочной уличной подачи милостыни, и “лучший пример правильного отношения к бедным он подал основанием дома трудолюбия при приходском попечительстве Андреевского собора (в Крондштадте К.Г.)”.171 Со временем, Крондштадтский дом трудолюбия стал ядром целой сети других шестнадцати благотворительных учреждений училища, читальни, рисовального класса, воскресной школы, народная столовая, ночлежный приют, 1 У'У убежище для сирот, дешевые квартиры, бесплатная амбулатория.
”Дом трудолюбия” не ограничивался только предоставлением работы и приюта, а включал в себя целый комплекс мер, направленных на искоренение лености, праздности, тунеядства и нищеты.
Крондштадтский дом трудолюбия стал своеобразным прототипом, по образу и

[стр.,138]

138 губерниям Европейского Севера в лучшем положении по всем показателям находилась система призрения данной категории населения в Вологодской губернии, во многом благодаря деятельности общественных сил и частных лиц.
В Архангельской губернии, в виду слабости государственной системы помощи, отсутствия земского призрения и слабой развитости общественной благотворительности, особенно в уездах, функции призрения пожилых и престарелых ложились полностью на крестьянские общества.
Волостные и сельские общества справлялись со своей функцией, поскольку она являлась «мирской повинностью».
При этом крестьянские общества применяли отсталые и несовершенные формы «общественной помощи» и не заботились о создании организованной системы призрения нуждающихся членов общины.
Остальные малообеспеченные категории населения, которые нуждались в целом комплексе мер, направленных на повышение уровня жизни, получали чаще всего помощь разового характера.
Она не решала проблемы бедности.
Исключение составляет деятельность Комитета для помощи поморам Русского Севера, создавшего в Архангельской губернии систему пенсионного обеспечения отдельных семей, потерявших кормильца.
Все остальные учреждения социального призрения по отдельности не могли предоставить полный комплекс социальных услуг.
Так как, помощь очень часто оказывалась не столько в соответствии с нуждами клиентов, а чаще всего исходя из наличия собственных ресурсов (материальных средств, благотворительных заведений и людских кадров).
Но даже при таких условиях тенденции к объединению общих усилий в деле призрения бедных не существовало.
В период с 1890-х гг.
до начала XX в.
наряду с развитием вышеуказанных видов и форм помощи на Европейском Севере сформировалось новое направление системы призрения “профилактическое”, когда помощь оказывалась до наступления крайней нужды, предупреждая ее.
Основными категориями, для которых создавалась эта система призрения, являлись безработные, бездомные, бывшие заключенные, да и вообще все трудоспособные люди, пополнявшие огромную армию нищих и бедных.
Основой “профилактической” системы призрения являлась так называемая, “трудовая помощь”, как система мер по организации самостоятельной трудовой жизни.
Она включала в себя разнообразные меры по трудоустройству (мастерские, дома трудолюбия и др.
заведения), а также сопутствующие им мероприятия по созданию сети ночлежных приютов и бесплатных столовых.
Развитие сети учреждений
«трудовой помощи» происходило только в крупных городах Европейского Севера (Архангельск, Вологда, Великий Устюг).
Так как именно в крупных городах и губернских центрах существовала

[Back]