Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 170]

■J70городе, это предприятие было вынуждено прекратить свое существование в 1882 г.1 Подобного рода мастерские возникали и во многих других городах Российской империи.
Они являлись новой формой помощи, которая была направлена на безработных и основывалась на двух основных началах благотворительности и
"трудовой помощи".
В данном случае оказывалась не только и не столько материальная помощь
"неимущим" категориям населения, сколько проводилась профилактика "бедности" и нищеты в будущем.
Другой формой
"трудовой помощи", получившей снос развитие в копне XIX в.
были дома трудолюбия.
Дома трудолюбия являлись заведениями, предназначенными для трудового перевоспитания нищих (трудоспособных) и безработных посредством предоставления им работы и приюта.
Первый Дом трудолюбия был основан в 1882 г.
о.
Иоанном Кронштадским.
Он сам никогда не был сторонником беспорядочной уличной подачи милостыни, и
"лучший пример правильного отношения к бедным он подал основанием дома трудолюбия при приходском попечительстве Андреевского собора (в Крондштадге С.К.)"2.
Со временем, Крондиггадтский дом трудолюбия стал ядром целой сети других шестнадцати благотворительных учреждений училища, читальни, рисовального класса, воскресной школы, народная столовая, ночлежный приют, Убежище для сирот, дешевые квартиры, бесплатная амбулатория.
"Дом трудолюбия" не ограничивался только предоставлением работы и приюта, а включал в себя целый комплекс мер, направленных на искоренение лености, праздности, тунеядства и нищеты, Крондиггадтский дом трудолюбия стал своеобразным прототипом, по образу и подобию которого создавались другие российские дома трудолюбия.
В Московской губернии дома трудолюбия были открыты в конце XIXначале XX вв.
в городах:
Москва, Балашиха, Дмитров и др.
Эта заведения, учрежденные в губерниях сообразно местным потребностям, хотя и JТамЯ\е.с.
6.
г Горовцев А.
Трудовая помощь как сродство призрения бедных // Литология социальной работы.
Т.
1 М ., 1994.
С.
59.
[стр. 132]

132 зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя и свою семью.
В этих мастерских женщины и девушки из малообеспеченных слоев населения обучались “разным мастерствам”: плетение кружев, пошив белья, одежды, плетение ковров, вязание.
Основной контингент занимался в мастерских благотворительного общества, а небольшая часть женщин работала на дому, таким образом получая возможность обеспечивать свою семью.
Данное заведение пользовалось большим спросом среди местного женского населения: в первый год деятельности здесь нашли работу 76 “неимущих девушек и 1( женщин”.
В мастерской принимались многочисленные заказы от частных лиц по шитью платьев и белья и подряды, выгодные для благотворительного учреждения.
За первый год деятельности данное учреждения “упрочилось, благодаря практическому такту, энергии и настойчивости распорядительности мастерской”; рукоделие мастериц 1£¡5 попали даже на международный рынок в Англию, где пользовались спросом.
Несмотря на успешную деятельность, из-за растущей конкуренции в городе, это 1ЛО предприятие было вынуждено прекратить свое существование в 1882 г.
Подобного рода мастерские возникали и во многих других городах Российской империи.

70 Они являлись новой формой помощи, которая была направлена на безработных и основывалась на двух основных началах благотворительности и “трудовой помощи”.
В данном случае оказывалась не только и не столько материальная помощь
“неимущим” категориям населения, сколько проводилась профилактика “бедности” и нищеты в будущем.
Другой формой
“трудовой помощи”, получившей свое развитие в конце XIX в.
были дома трудолюбия.
Дома трудолюбия являлись заведениями, предназначенными для трудового перевоспитания нищих (трудоспособных) и безработных посредством предоставления им работы и приюта.
Первый Дом трудолюбия был основан в 1882 г.
о.
Иоанном Кронштадским.
Он сам никогда не был сторонником беспорядочной уличной подачи милостыни, и
“лучший пример правильного отношения к бедным он подал основанием дома трудолюбия при приходском попечительстве Андреевского собора (в Крондштадте К.Г.)”.171 Со временем, Крондштадтский дом трудолюбия стал ядром целой сети других шестнадцати благотворительных учреждений училища, читальни, рисовального класса, воскресной школы, народная столовая, ночлежный приют, 1 У'У убежище для сирот, дешевые квартиры, бесплатная амбулатория.
”Дом трудолюбия” не ограничивался только предоставлением работы и приюта, а включал в себя целый комплекс мер, направленных на искоренение лености, праздности, тунеядства и нищеты.
Крондштадтский дом трудолюбия стал своеобразным прототипом, по образу и

[стр.,133]

133 подобию которого создавались другие российские дома трудолюбия.
На Европейском Севере дома трудолюбия были открыты в конце XIXначале XX вв.
в городах:
Архангельск, Кемь, Вологда и Великий Устюг (Приложение 18).
Эти заведения, учрежденные в губерниях сообразно местным потребностям, хотя и создавались по одному общему типу, но в своей деятельности приобрели существенные различия.
Все эти дома трудолюбия открывались местными Попечительными обществами о доме трудолюбия с целью дать приют и работу “тем из недостаточных жителей местного края, которые по каким-либо причинам не могут приискать себе заработка, могущего доставить им средства к жизни”.173 Для реализации поставленных целей при домах трудолюбия действовали ремесленные мастерские и ночлежные приюты.
Помимо них, при Вологодском доме трудолюбия была дешевая столовая.
74 Заведения “трудовой помощи” создавались по одному общему типу и действовали на основании одинаковых принципов: принцип трудового начала предоставление возможности трудиться и зарабатывать средства для существования; принцип добровольности в домах трудолюбия призреваемые находились добровольно; принудительное содержание не практиковалось; принцип профилактики нищенства и беспризорности детей дом трудолюбия как заведение социального призрения предоставлял нуждающимся работу, приют и иногда даже питание; на будущее давал мотивацию к нормальной трудовой 175 ЖИЗНИ.
Основной упор в деятельности домов трудолюбия должен был делаться на решение социально-воспитательной задачи: “пробудить в упавшем духом и ослабевшем физически рабочем искру надежды и человеческого достоинства и через то возродить его к нормальной трудовой жизни”.
Но дома трудолюбия, действовавшие на Европейском Севере, как и во многих других регионах Российской империи, в силу местных особенностей отходили от узкоспециализированной направленности, приближаясь к учреждениям общеблаготворительного характера.
Проблемы деятельности Архангельского дома трудолюбия начались с того, что он был основан на базе уже существовавших в городе приюта для детей и женщин и ночлежного приюта с мастерскими, которые были оставлены учредителем на произвол судьбы.
Правлению этого общества пришлось принять на свое содержание сразу оба 178 дома и людей, проживающих в них 122 чел., и столкнуться с серьезными проблемами, связанными с попыткой изменения иждивенческой мотивации у

[Back]