Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 173]

173 призрения в России произошли заметные изменения, вследствие которых к началу XX в сложилась обширная и действенная система социального призрения, соединившая в себе государственные, общественные и частные учреждения, причем, последние занимали первое место ио числу и охвату призреваемых.
Сформировались четыре системы помощи нуждающимся: государственное призрение (приказы общественного призрения); земская общественная помошь; благотворительные ведомства и общества; частная добровольческая благотворительность.
Делая вывод но разделу, следует подчеркнуть, что структура государственных и местных органов социального призрения, сложившаяся во второй половине XIX начале XX вв., существенно различалась по губернии и уездам.
Различия были обусловлены выбором разных путей реформирования системы помощи.
Изменение системы помощи в
Московской губернии происходило ио консервативному пути, в условиях сохранения государственной сущности системы призрения с использованием элементов проходящей в стране реформы местного самоуправления.
В
Балашихинском уезде был реализован другой вариант изменений, который можно определить как либеральный.
Произошло полное изменение
государстве!!пой системы помощи с передачей функций призрения местным органам самоуправления.
Оба пути эволюции системы социального призрения
имели свои положительные и отрицательные стороны.
Разнообразные виды и формы призрения взрослых и детей развивались и совершенствовались в русле проводимых мероприятий по борьбе с нищенством.
С
1860 1870-х гг.
до середины 1890-х гг., основной упор делался на
"терапевтическое11 призрение, направленное на преодоление сложившейся трудной ситуации в жизни человека.
Основными категориями, нуждающимися в такой системе призрения, являлись материально необеспеченные и одинокие пожилые,
престарелые и инвалиды, малообеспеченные многодетные и неполные семьи,
дети-сироты.
Преобладающими видами помощи было содержание в заведениях
"закрытого" призрения и оказание материальной помощи.
Более
[стр. 68]

68 Наиболее распространенной формой помощи в крестьянской среде как на Европейском Севере, так и по России в целом являлась раздача милостыни, подаяния.
Она носила неорганизованный и случайный характер.
С одной стороны, подача милостыни была формой оказания помощи, необходимой при отсутствии эффективной системы призрения, с другой стороны, она способствовала развитию нищенского промысла.
В крестьянской среде нищенство не поощрялось.
В Уставе общественного призрения имелось указание на отрицательное отношение к тем членам общества, 1 о п которые ходят по миру для прошения милостыни (ст.699).
Нищенство считалось одним из проявлений асоциального поведения, и за него полагалось уголовное наказание.
Так, по решению Усть-Сысольского городского суда в марте 1908 г., крестьянин Егор Иванов Кузиванов Шошкинского общества Вильгортской волости 70 лет от роду был приговорен за нищенство к тюремному заключению на 3 недели.188 Поводом послужило то обстоятельство, что он “имеет состояние и трех сыновей,” обязанных его содержать по приговору местного волостного суда.
Но сыновья не оказывали никакой помощи своему престарелому родителю и он был вынужден 1оп обеспечивать себя за счет сбора подаяния.
Этот наглядный пример свидетельствует об отсутствии организованной системы помощи среди сельского населения.
Когда перестают действовать принципы семейно-родственной взаимоподдержки и при этом нет соответствующей организации помощи со стороны государства, тогда многие члены общества, нуждающиеся в силу своего возраста или болезни в посторонней помощи, оказываются брошенными на произвол судьбы.
Итак, структура государственных и местных органов социального призрения, сложившаяся в последней трети XIX —начале XX вв., существенно различалась по губерниям Европейского Севера.
Различия были обусловлены выбором разных путей реформирования системы помощи.
Изменение системы помощи в
Архангельской губернии происходило по консервативному пути, в условиях сохранения государственной сущности системы призрения с использованием элементов проходящей в стране реформы местного самоуправления.
В
Вологодской губернии был реализован другой вариант изменений, который можно определить как либеральный.
Произошло полное изменение
государственной системы помощи с передачей функций призрения местным органам самоуправления.
Оба пути эволюции системы социального призрения


[стр.,137]

137 другой стороны, потому что их работа за четыре года не успела “заинтересовать 210широкие круги населения .
Эти благотворительные учреждения не могли жаловаться на невнимание общественности, которая помогала им в финансовом плане, что безусловно было важно.
Но для “ успешного” осуществления основной идеи “патроната” в не меньшей степени требовалось оказание “нравственной” (моральной) поддержки со стороны населения “лицам, поступающим под покровительство Патроната”.
“Нравственная” поддержка со стороны населения, выражающаяся в участливом отношении к нему (бывшему заключенному К.Г.) по освобождению из тюрьмы, должна была способствовать моральному возрождению бывших 911 преступников.
Она была важна для решения дальнейшей судьбы бывших заключенных, особенно для их трудоустройства.
Общества “патроната” в Архангельске и Великом Устюге не имели собственных заведений (ремесленных мастерских и домов трудолюбия), куда бы можно было устроить бывших заключенных.212 Дома трудолюбия в местных Попечительных обществ в этих городах уже не существовали, поэтому единственной возможностью трудоустройства оставались частные ремесленные мастерские.
Но “при господствующем в обществе недоверии к лицам, отбывавшим тюремное заключение за имущественные преступления” не представлялось возможным.213 Для этого требовалось время и постоянная пропаганда идей “патроната” среди населения, чтобы люди могли преодолевать свое оправданно негативное отношение к бывшим преступникам и принять их как “нормальных членов сообщества.
Итак, разнообразные виды и формы призрения взрослых развивались и совершенствовались в русле проводимых мероприятий по борьбе с нищенством.
С 1860 1870-х гг.
до середины 1890-х гг., основной упор делался на
“терапевтическое” призрение, направленное на преодоление сложившейся трудной ситуации в жизни человека.
Основными категориями, нуждающимися в такой системе призрения, являлись материально необеспеченные и одинокие пожилые, престарелые и инвалиды, малообеспеченные многодетные и неполные семьи.

Преобладающими видами помощи было содержание в заведениях
“закрытого” призрения и оказание материальной помощи.
Более организованным и систематичным на Европейском Севере являлось призрение только одной из нуждающихся категорий населения материально необеспеченных и одиноких пожилых и престарелых, в том числе инвалидов, так как, обязанности обеспечения данной категории распределялись по схеме: семья община социальное учреждение.
Да и по количественным и качественным показателям пожилые и престарелые были в большей степени охвачены разными видами помощи.
По

[стр.,183]

183 Все государственные и местные органы социального призрения и благотворительные организации обладали определенным потенциалом (финансовоэкономическим и кадровым) для деятельности в области оказания помощи населению.
Но в целом структуру органов можно охарактеризовать как слабо организованную.
В ней не существовало упорядоченной связи и взаимодействия между многочисленными субъектами, не было общей координации их деятельности в сфере оказания социальной помощи и поддержки отдельных категорий населения.
Даже Архангельский Приказ общественного призрения, являясь основным государственным институтом помощи, не мог (или не хотел) взять на себя эти функции.
Земские органы самоуправления также не сумели в полной мере воспользоваться своими полномочиями и выступить в роли координирующего центра, объединяющего усилия всех субъектов на своей территории.
Все это не способствовало созданию планомерной и рациональной организации призрения в соответствии с нуждами отдельных групп населения.
Несмотря на такие существенные недостатки, присущие организационной структуре социального призрения на Европейском Севере, все же можно констатировать, что в период последней трети XIX начале XX вв.
система помощи сложилась.
Причем, уровень ее развития был выше в Вологодской губернии и значительно ниже в Архангельской.
Разница в развитии была обусловлена различием в структуре управления губерний.
Главным фактором, определяющим разный уровень развития системы социального призрения, является привлечение к деятельности земских учреждений широких общественных сил и деятелей.
Система помощи на Европейском Севере в первую очередь охватывала те категории населения (взрослых и детей), которые нуждались в обязательном призрении, а затем уже распространялась на остальные материально необеспеченные слои населения.
Система помощи условно подразделялась на систему призрения взрослых и «детское призрение».
Разнообразные виды и формы призрения взрослых развивались и совершенствовались в русле проводимых мероприятий по борьбе с нищенством.
С
конца 1860-х начала 1870-х гг.
до середины 1890-х гг., основной упор делался на терапевтическое призрение, направленное на преодоление сложившейся трудной ситуации в жизни человека.
Основными категориями, нуждающимися в такой системе призрения являлись материально необеспеченные и одинокие пожилые
и престарелые, инвалиды, малообеспеченные многодетные и неполные семьи.
Преобладающими видами помощи было содержание в заведениях

[Back]