Проверяемый текст
Вантеева, Наталья Владимировна; Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX века (Диссертация 2000)
[стр. 22]

2 2 РЛЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ.
ИСТОРИОГРАФ ИЯ ПРОБЛЕМ Ы .
Наиболее остро потребность социальной защиты членов русского общества проявила себя в ходе религиозной реформы Владимира I, которая породила изменение в социальной стратификации древнерусского общества.
Росли противоречия в ходе изменения статуса и благосостояния сторонников и противников реформы (христиан и язычников), усиливалось несоответствие традиционных языческих норм новой
христианской религии.
В этих условиях росла социальная напряженность, которая усугублялась появлением значительного слоя малообеспеченных людей.
В дохристианскую эпоху подобные социальные кризисы разрешались
массовыми миграциями населения из малоплодородных районов в более пригодные для земледелия, переходом неимущих в зависимое состояние, возможно в ^рабство; применялись меры физического уничтожения "безнадежных" членов общества.
Христианская идеология исключала возможность подобного выхода из ситуации, а потому государство с целью предотвращения полной дестабилизации всей социальной системы было вынуждено взять на себя роль реформатора прежних механизмов восстановления стабильности в обществе.
Практическая организация социальной помощи со стороны государства ограничилась возложением обязанности призрения нуждающихся на церковь, что
способствовало укреплению на Руси христианства, узаконению в глазах народа церкви и усилило позицию верховной власти.
Такое решение не было случайным, так как христианское вероучение основывалось на принципах любви к ближнему, милосердии, нищелюбии.
Основываясь на нем, благотворительная деятельность на Руси вскоре стала проявлением частной
христианской добродетели.
Целевая ориентация такой благотворительности во многом определялась
субъсктивнопсихологичсскимн установками оказывающих помощь.
Нормы призрения
[стр. 4]

4 Сказанное актуализирует проблему изучения накопленного отечественной социальной практикой исторического опыта благотворительной деятельности, причем не только в масштабах всего государства, но и на уровне отдельных субъектов федерации, поскольку апробированная временем региональная модель оказания социальной помощи может служить основой современной практики.
Стабильное развитие любой социальной системы зависит от благог 4 получия каждого члена общества.
Изначально существующее неравенство, с одной стороны, является закономерным и естественным условием развития общественных отношений, с другой выступает предпосылкой социальных взрывов, роста социальной напряженности.
В таких условиях всегда возникает потребность общества в создании эффективной системы мер защиты наиболее уязвимых слоев населения.
Степень удовлетворения , * данной потребности определяется уровнем цивилизованности общества: технико-технологическим базисом, развитием государственных, экономических и иных институтов, однородной культурой.
Впервые наиболее остро данная потребность проявила себя в ходе религиозной реформы Владимира I, которая породила изменение в социальной стратификации древнерусского общества.
Росли противоречия в ходе изменения статуса и благосостояния сторонников и противников реформы (христиан и язычников), усиливалось несоответствие традицион« ных языческих норм новой
религии.
Возникшая в результате реформы» V новая социальная сила церковь пыталась упрочить свои позиции в обществе.
В этих условиях росла социальная напряженность, которая усугублялась появлением значительного слоя малообеспеченных людей.
В дохристианскую эпоху подобные социальные кризисы разрешались,
по-видимому, массовыми миграциями населения из малоплодородных районов в более пригодные для земледелия, переходом неимущих в зависимое состояние, возможно в рабство; применялись меры физическо

[стр.,5]

5 го уничтожения “безнадежных” членов общества.
Христианская идеология исключала возможность подобного выхода из ситуации, а потому государство с целью предотвращения полной дестабилизации всей социальной системы было вынуждено взять на себя роль реформатора прежних механизмов восстановления стабильности в обществе.
Практическая организация социальной помощи со стороны государства ограничилась возложением обязанности призрения нуждающихся на церковь, что
способствоваV.
* ло укреплению на Руси христианства, узаконению в глазах народа церкви и усилило позицию верховной власти.
Такое решение не было случайным, так как христианское вероучение основывалось на принципах любви к ближнему, милосердии, нищелюбии.
Основываясь на нем, благотворительная деятельность на Руси вскоре стала проявлением частной
р христианской добродетели.
Целевая ориентация такой благотворительности во многом определялась
субъективно-психологическими установками оказывающих помощь.
Нормы призрения вырабатывались в ходе стихийного социального взаимодействия и закреплялись в традициях, среди которых подаяние милостыни, пожертвования монастырям и церквям “на бедных”, личная благотворительная деятельность монарха, общинная взаимопомощь.
♦ Подобная благотворительная практика в общих чертах сохранялась до конца XVII века.
В Древней Руси и русских землях ХП-ХУ веков церковно-управляемая и церковно-вдохновляемая благотворительность потерпела неудачу в обеспечении эффективности разрешения проблем бедности.
Зачастую подобная благотворительность была случайной, неразборчивой и способствовала еще большему распространению бедности и , ' \р нищенства.
Тем не менее, роль церковной благотворительности вплоть до XVII века была велика, а иногда приобретала исключительное значение.
р

[Back]