Проверяемый текст
Вантеева, Наталья Владимировна; Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX века (Диссертация 2000)
[стр. 23]

2 3 вырабаты вались в ходе стихийного социального взаимодействия и закреплялись в традициях, среди которых подаяние милостыни, пожертвования монасгырям и церквям "на бедных", личная благотворительная деятельность монарха, общинная взаимопомощь.
Подобная благотворительная практика в общих чертах сохранялась до конца XVII века.
В Древней Руси и русских землях
XII-XV веков церковноуправляемая и церковно-вдохповляемая благотворительность потерпела неудачу в обеспечении эффективности разрешения проблем бедности.
Зачастую подобная благотворительность была случайной, неразборчивой и способствовала еще большему
распросгранснию бедности и нищенства.
Тем не мснсс, роль церковной благотворительности вплоть до XVII века была велика, а иногда приобретала исключительное значение.
Одновременно с церковной развивалась и церковно-приходская благотворительность, участниками которой были простые прихожане.
Приход являлся цен
гром общинной жизни, административной, церковнотерриториальной единицей, органом земской помощи нуждающимся.
Земскоприходская помощь отличалась большей практичностью, своевременностью, более разумным расходованием средств, что объяснялось осведомленностью прихожан относительно материального положения каждой семьи прихода.
С образованием русского
цегггрализованного государства, усилением центрального бюрократического управления, изменением личного статуса крестьянства земско-нриходская благотворительность практически прекращается, уступая место "тесным рамкам церковного устройства".
Со временем проблема бедности и нищеты все более обострялась.
Возникла необходимость в более эффективных мерах призрения не только со стороны церквей и монастырей, но и государства.
Впервые идея
государезвенного призрения прозвучала на Стоглавом Соборе 1551 года.
В целях борьбы с профессиональным нищенством Иван IV предложил
"переписать" нищих, то есть выявить среди них действительно нуждающихся и поместить их в богадельни, которые должны были быть
[стр. 5]

5 го уничтожения “безнадежных” членов общества.
Христианская идеология исключала возможность подобного выхода из ситуации, а потому государство с целью предотвращения полной дестабилизации всей социальной системы было вынуждено взять на себя роль реформатора прежних механизмов восстановления стабильности в обществе.
Практическая организация социальной помощи со стороны государства ограничилась возложением обязанности призрения нуждающихся на церковь, что способствоваV.
* ло укреплению на Руси христианства, узаконению в глазах народа церкви и усилило позицию верховной власти.
Такое решение не было случайным, так как христианское вероучение основывалось на принципах любви к ближнему, милосердии, нищелюбии.
Основываясь на нем, благотворительная деятельность на Руси вскоре стала проявлением частной р христианской добродетели.
Целевая ориентация такой благотворительности во многом определялась субъективно-психологическими установками оказывающих помощь.
Нормы призрения вырабатывались в ходе стихийного социального взаимодействия и закреплялись в традициях, среди которых подаяние милостыни, пожертвования монастырям и церквям “на бедных”, личная благотворительная деятельность монарха, общинная взаимопомощь.
Подобная благотворительная практика в общих чертах сохранялась до конца XVII века.
В Древней Руси и русских землях
ХП-ХУ веков церковно-управляемая и церковно-вдохновляемая благотворительность потерпела неудачу в обеспечении эффективности разрешения проблем бедности.
Зачастую подобная благотворительность была случайной, неразборчивой и способствовала еще большему
распространению бедности и , ' \р нищенства.
Тем не менее, роль церковной благотворительности вплоть до XVII века была велика, а иногда приобретала исключительное значение.
р

[стр.,6]

6 Одновременно с церковной развивалась и церковно-приходская благотворительность, участниками которой были простые прихожане.
Приход + являлся центром
общинной жизни, административной, церковнотерриториальной единицей, органом земской помощи нуждающимся.
Земско-приходская помощь отличалась большей практичностью, своевременностью, более разумным расходованием средств, что объяснялось осведомленностью прихожан относительно материального положения каждой семьи прихода.
С образованием русского
централизованного государства, усилением центральнобюрократического управления, изменением личного статуса крестьянства земско-приходская благотворительность практически Ъ * прекращается, уступая место “тесным рамкам церковного устройства”.
1 Со временем проблема бедности и нищеты все более обострялась.
Возникла необходимость в более эффективных мерах призрения не только со стороны церквей и монастырей, но и государства.
Впервые идея
государственного призрения прозвучала на Стоглавом Соборе 1551 года.
В целях борьбы с профессиональным нищенством Иван IV предложил
“переписать” нищих, то есть выявить среди них действительно нуждающихся и поместить их в богадельни, которые должны были быть закрыты для здоровых нищих.
Финансирование строительстваъ * р ь ■ и содержание богаделен должно было осуществляться из государственной казны при поддержке церкви.
На церковь было возложено и решение организационных вопросов призрения .у , » Более конструктивный подход государственной власти к делу общественного призрения намечался в проекте указа 1682 года Федора Алексеевича2.
Приняв за основу своих решений идеи европейского призрения, он ставил во главу угла принцип справедливой дифференцированной помощи по отношению к разным категориям нуждающихся, в том числе детям.
Согласно проекту, для детей-сирот должны были строиться “особые дворы”, где бы дети жили и обучались грамоте и ремеслам.
Взрос

[Back]