Проверяемый текст
Вантеева, Наталья Владимировна; Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX века (Диссертация 2000)
[стр. 24]

-2 4 закрыты для здоровых нищих.
Финансирование строительства
и содержание богаделен должно было осуществляться из государственной казны при поддержке церкви.
На церковь было возложено и решение организационных вопросов призрения1.

Более конструктивный подход государственной власти к делу общественного призрения намечался в проекте указа 1682 года Федора Алексеевича*.
Приняв за основу своих решений идеи
европейскою призрения, он ставил во главу угла принцип справедливой дифференцированной помощи по отношению к разным категориям нуждающихся, в том числе детям.
Согласно проекту, для
дстей-сирот должны были строиться "особые дворы", где бы дети жили и обучались грамоте и ремеслам.
Взрослым
нетрудоспособным также обеспечивалось содержание "по смерть".
Вводились и репрессивные меры относительно
"притворных воров" и "измен11: их должны были задерживать на улицах и доставлять в Аптекарский приказ, который отправлял трудоспособных из них на работы.
При разработке данного проекта Федор Алексеевич опирался прежде
всего на государственные интересы, но смерть царя помешала его утверждению и реализации.
Тем не менее положения проекта стали предпосылкой будущей системы общественного призрения,
целыо которой было такое общественное устройство, где каждый человек, изучив науки и ремесла, "мог бы, без обиды ближнего своего, праведпе хлеб свой зажити".
В реальности же, общественное призрение в данный период представляло собой переплетение церковной (личной), земско-общинной и государственной благотворительности, причем последняя не имела преобладающего характера и была ограниченной.
Функции, выполняемые ими,
как правило, были общими, смешанными и не носили специализированного характера, отсутствовала иерархия органов управления и должностей, а деятельность была освящена религиозными мотивами.
Практическое осуществление мер, признанных и намеченных
1 Российское законодательство Х-ХХ веков в 9-титомах.
Г.2.
М : Юридическая литература, 1985.
С 351.
* Madison Hemice ОSocial, Welfare in Soviet Union.
Stanford: Stanford univcrsity-press, 1968, P.
4-5.
[стр. 6]

6 Одновременно с церковной развивалась и церковно-приходская благотворительность, участниками которой были простые прихожане.
Приход + являлся центром общинной жизни, административной, церковнотерриториальной единицей, органом земской помощи нуждающимся.
Земско-приходская помощь отличалась большей практичностью, своевременностью, более разумным расходованием средств, что объяснялось осведомленностью прихожан относительно материального положения каждой семьи прихода.
С образованием русского централизованного государства, усилением центральнобюрократического управления, изменением личного статуса крестьянства земско-приходская благотворительность практически Ъ * прекращается, уступая место “тесным рамкам церковного устройства”.
1 Со временем проблема бедности и нищеты все более обострялась.
Возникла необходимость в более эффективных мерах призрения не только со стороны церквей и монастырей, но и государства.
Впервые идея государственного призрения прозвучала на Стоглавом Соборе 1551 года.
В целях борьбы с профессиональным нищенством Иван IV предложил “переписать” нищих, то есть выявить среди них действительно нуждающихся и поместить их в богадельни, которые должны были быть закрыты для здоровых нищих.
Финансирование строительстваъ *
р ь ■ и содержание богаделен должно было осуществляться из государственной казны при поддержке церкви.
На церковь было возложено и решение организационных вопросов призрения
, » Более конструктивный подход государственной власти к делу общественного призрения намечался в проекте указа 1682 года Федора Алексеевича2.
Приняв за основу своих решений идеи
европейского призрения, он ставил во главу угла принцип справедливой дифференцированной помощи по отношению к разным категориям нуждающихся, в том числе детям.
Согласно проекту, для
детей-сирот должны были строиться “особые дворы”, где бы дети жили и обучались грамоте и ремеслам.
Взрос


[стр.,7]

7 лым нетрудоспособным также обеспечивалось содержание “по смерть”.
Вводились и репрессивные меры относительно
“притворных воров” и “измен”: их должны были задерживать на улицах и доставлять в Аптекарский приказ, который отправлял трудоспособных из них на работы.
При разработке данного проекта Федор Алексеевич опирался прежде
всеI ^ го на государственные интересы, но смерть царя помешала его утверждению и реализации.
Тем не менее положения проекта стали предпосылкой будущей системы общественного призрения,
целью которой было такое общественное устройство, где каждый человек, изучив науки и ремесла, “мог бы, без обиды ближнего своего, праведне хлеб свой зажити”.
В реальности же, общественное призрение в данный период представляло собой переплетение церковной (личной), земско-общинной и го* сударственной благотворительности, причем последняя не имела преобладающего характера и была ограниченной.
Функции, выполняемые ими,
г как правило, были общими, смешанными и не носили специализированного характера, отсутствовала иерархия органов управления и должностей, а деятельность была освящена религиозными мотивами.
ф Практическое осуществление мер, признанных и намеченных государством ранее, выпало на долю Петра I.
Именно в его время были заложены основы государственного призрения в полной мере.
Церковь окончательно утратила контролирующую функцию в области благотвори-ф • 4 ■ тельности и вынуждена была' довольствоваться ролью исполнителя царских указов.
Деятельность Петра по призрению сосредоточилась в пяти направлениях: Р а) оказании помощи действительно нуждающимся; б) репрессивной политике в отношении профессиональных нищих; в) призрении отставных военных чинов и инвалидов; г) призрении незаконнорожденных детей; к

[Back]