2 5 государством ранее, выпало на долю Петра I. Именно в его время были заложены основы государственного призрения в полной мерс. Церковь окончательно утратила контролирующую функцию в области благотворительности и вынуждена была довольствоваться ролью исполнителя царских указов. Деятельность Истра но призрению сосредоточилась в пяти направлениях: а) оказании помощи действительно нуждающимся; б) репрессивной политике в отношении профессиональных нищих; в) призрении отставных военных чинов и инвалидов; г) призрении незаконнорожденных детей; д) увеличении средств и изыскании новых источников финансирования призрения. Эпоха Петра I характеризовалась, в первую очередь, установлением системы санкций для поддержания разработанных им мер призрения. Он в корне подорвал весь прежний порядок благотворительности, поместив ее из узкой сферы религиозной добродетели п более широкие рамки политикоэкономической обязанности. Рационализация призрения при Петре, как и всегда, осуществлялась путем административного регулирования, что объяснялось крайней слабостью общества, гипертрофированной ролью государства, самодержавной политикой. Завершающим этапом ипституциализации общественного призрения в России стало создание специальных органов призрения. Такими учреждениями стали приказы общественного призрения, возникшие на основании "Учреждения о гу^ш иях" 1775 года. Суть осуществленной Екатериной II реформы призрения состояла в перенесении цензра бюрогерагического управления в провинцию и создании совместной деятельности "коронной бюрократии" и местного общества. Наряду с усовершенствованием административного механизма расширились задачи института общественного призрения включением функций народного образования, мелкого кредита, трудовой помощи, медицинского обслуживания. |
7 лым нетрудоспособным также обеспечивалось содержание “по смерть”. Вводились и репрессивные меры относительно “притворных воров” и “измен”: их должны были задерживать на улицах и доставлять в Аптекарский приказ, который отправлял трудоспособных из них на работы. При разработке данного проекта Федор Алексеевич опирался прежде всеI ^ го на государственные интересы, но смерть царя помешала его утверждению и реализации. Тем не менее положения проекта стали предпосылкой будущей системы общественного призрения, целью которой было такое общественное устройство, где каждый человек, изучив науки и ремесла, “мог бы, без обиды ближнего своего, праведне хлеб свой зажити”. В реальности же, общественное призрение в данный период представляло собой переплетение церковной (личной), земско-общинной и го* сударственной благотворительности, причем последняя не имела преобладающего характера и была ограниченной. Функции, выполняемые ими, г как правило, были общими, смешанными и не носили специализированного характера, отсутствовала иерархия органов управления и должностей, а деятельность была освящена религиозными мотивами. ф Практическое осуществление мер, признанных и намеченных государством ранее, выпало на долю Петра I. Именно в его время были заложены основы государственного призрения в полной мере. Церковь окончательно утратила контролирующую функцию в области благотвори-ф • 4 ■ тельности и вынуждена была' довольствоваться ролью исполнителя царских указов. Деятельность Петра по призрению сосредоточилась в пяти направлениях: Р а) оказании помощи действительно нуждающимся; б) репрессивной политике в отношении профессиональных нищих; в) призрении отставных военных чинов и инвалидов; г) призрении незаконнорожденных детей; к д) увеличении средств и изыскании новых источников финансирования призрения. Эпоха Петра I характеризовалась, в первую очередь, установлением системы санкций для поддержания разработанных им мер призрения. Он в корне подорвал весь прежний порядок благотворительности, поместив ее из узкой сферы религиозной добродетели в более широкие рамки политико-экономической обязанности. Рационализация призрения при Петре, как и всегда, осуществлялась путем административного регулирования, что объяснялось крайней слабостью общества, гипертрофированной ролью государства, самодержавной политикой. Завершающим этапом цнституциализации общественного призрения в России стало создание специальных органов призрения. Такими учреждениями стали приказы общественного призрения, возникшие на основании “Учреждения о губерниях” 1775 года. Суть осуществленной Екатериной II реформы призрения состояла в перенесении центра бюрократического управления в провинцию и создании совместной деятельности .“коронной бюрократии” и местного обще-ф / ства. Наряду с усовершенствованием административного механизма расширились задачи института общественного призрения включением функций народного образования,: мелкого кредита, трудовой помощи, медицинского обслуживания и т.д. При Екатерине Великой была создана система, включавшая в себя всех участников института призрения, аппарат управления, сеть специальных органов. Нищенство было окончательно осуждено и запрещено, труд стал средством его искоренения. Следуя принципу социальной спра■ ж ч I < ведливости, были определены' категории нуждающихся и меры помощи, была разработана единая четкая система правовых норм, регламентирующих деятельность в области призрения, децентрализовано управление. ч Также были дифференцированы функции как государственного призрения, |