Проверяемый текст
Вантеева, Наталья Владимировна; Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX века (Диссертация 2000)
[стр. 26]

2 6 При Екатерине Великой была создана система, включавшая в себя всех участников института призрения, аппарат управления, сеть специальных органов.
Нищенство было окончательно осуждено и запрещено, труд стал средством его искоренения.
Следуя принципу социальной
справедливости, были определены категории нуждающихся и меры помощи, была разработана единая четкая система правовых норм, регламентирующих деятельность в области призрения, децентрализовано управление.
Также были дифференцированы функции как государственного призрения,
так и общественной помощи нуждающимся.
Сознавая, что без общественной благотворительности государственное призрение будет носить
половинчатый характер, Екатерина разрешила создание общественных благотворительных организаций.
Созданная при
Екатерине II система оказания помощи нуждающимся была, несомненно, прогрессивным этапом в истории общественного призрения и просуществовала достаточно долгий срок вплоть до середины ХГХ века.
Подобная устойчивость и стабильность екатерининских учреждений объясняется тем, что они по выражению
Л.А.
Кизеветтера, «были возведены на прочном социальном фундаменте и если не всеми, то по крайней мере, некоторыми своими сторонами вполне соответствовали условиям текущего исторического
момента»1.
Но все же основная заслуга Екатерины II в деле организации призрения заключается в попытке привлечения к нему общественных сил и средств.
Именно участие общественности в механизме помощи нуждающимся станет главным стержнем развития общественного призрения в эпоху последующих императоров.
И первые шаги в этом направлении были сделаны при Александре I, когда возникли благотворительные ведомства и учреждения, часть из которых известна
гюд названием учреждений "на особых основаниях управляемых".
Возникшие как свидетельство недостаточной эффективности функционирования системы приказов общественного призрения учреждения,
1Кизевеггер Л.Л.
Местное Самоуправление в Росси» IX-XTX столетня.
Исторический очерк.
М., 1910.
С 129.
[стр. 8]

д) увеличении средств и изыскании новых источников финансирования призрения.
Эпоха Петра I характеризовалась, в первую очередь, установлением системы санкций для поддержания разработанных им мер призрения.
Он в корне подорвал весь прежний порядок благотворительности, поместив ее из узкой сферы религиозной добродетели в более широкие рамки политико-экономической обязанности.
Рационализация призрения при Петре, как и всегда, осуществлялась путем административного регулирования, что объяснялось крайней слабостью общества, гипертрофированной ролью государства, самодержавной политикой.
Завершающим этапом цнституциализации общественного призрения в России стало создание специальных органов призрения.
Такими учреждениями стали приказы общественного призрения, возникшие на основании “Учреждения о губерниях” 1775 года.
Суть осуществленной Екатериной II реформы призрения состояла в перенесении центра бюрократического управления в провинцию и создании совместной деятельности .“коронной бюрократии” и местного обще-ф / ства.
Наряду с усовершенствованием административного механизма расширились задачи института общественного призрения включением функций народного образования,: мелкого кредита, трудовой помощи, медицинского обслуживания и т.д.
При Екатерине Великой была создана система, включавшая в себя всех участников института призрения, аппарат управления, сеть специальных органов.
Нищенство было окончательно осуждено и запрещено, труд стал средством его искоренения.
Следуя принципу социальной
спра■ ж ч I < ведливости, были определены' категории нуждающихся и меры помощи, была разработана единая четкая система правовых норм, регламентирующих деятельность в области призрения, децентрализовано управление.
ч Также были дифференцированы функции как государственного призрения,

[стр.,9]

9 так и общественной помощи нуждающимся.
Сознавая, что без общественной благотворительности государственное призрение будет носить
по-ч * * • ш * • < ' ловинчатый характер, Екатерина разрешила создание общественных благотворительных организаций.
Созданная при
Екатерина II система оказания помощи нуждающим-Р ся была, несомненно, прогрессивным этапом в истории общественного призрения и просуществовала достаточно долгий срок вплоть до середины XIX века.
Подобная устойчивость и стабильность екатерининских учреждений объясняется тем, что они по выражению
А.А.
Кизеветтера, «были возведены на прочном социальном фундаменте и если не всеми, то по крайней мере, некоторыми своими сторонами вполне соответствовали условиям текущего исторического
момента»3.
Последнее касается, в первую очередь, идеологических основ благотворительности, которые помимо, безусловно, христианства, в эпоху Екатерины, определялись идеями просветителей XVIII века.
Европейское просвещение, внесенное на русскую почву Петром I, “нарушило патриархальный уклад Московской Руси и вызвало естественное стремление в русском обществе к согласованию старых религиозных идеалов с новыми началами западной культуры”4.
Подобный синтез мы обнаруживаем пре-’ ь жде всего в получившем свое развитие^ во второй половине XVIII векаф масонском учении, которое способствовало появлению первых благотворительных обществ.
Возникшее на основе идеалов европейского гуманизма, адаптированных к русской среде (братство, равенство, свобода и т.д.), оно имело своим стержнем христианскую заповедь любви к ближнему, дополнявшую принцип общественной ответственности за попечение над бедными.
Конечной целью масонства выступало всеобщее благоденствие, достигаемое путем нравственного самосовершенствования, что на практике воплощалось в просветительской деятельности и благотворительности.
1

[стр.,10]

10 Развитие гуманистических идей в общественном сознании сопровождалось становлением нового феномена “юридического мировоззрения”, которое явилось продуктом секуляризации мировоззрения теологического.
Его характерной чертой был культ рациональной государственной власти, идеал разумного законодателя, который и вдохновлял идеологов самоь Р 4 державия.
Разумный, просвещенный законодатель, который к тому же являлся эталоном христианской добродетели и милосердия, обязан был проявлять заботу о нуждающихся уже не только как частное лицо, но и р щ как глава государства.
На фоне ослабления позиций церкви в обществе, вызванном превращением ее в часть бюрократического аппарата, и секу-ф ляризацией собственности, государство брало на себя обязанность по оказанию социальной помощи.
Этому способствовало и собственно развитие государственности.
“Задачи правительственной политики осложняются и углубляются.
Нарождается сознание, что предметом правительственной , * заботливости должна служить не одна только внешняя безопасность и целостность государства, но и внутреннее благосостояние народа”5.
Это приводит к расширению сцектра внутренних функций государства ир ' включению в него функции социальной.
Но все же основная заслуга Екатерины II в деле организации призрения заключается в попытке привлечения к нему общественных сил и средств.
Именно участие общественности в механизме помощи нуждающимся станет главным стержнем развития общественного призрения в эпоху последующих императоров.
И первые шаги в этом направленииI ^ были сделаны при Александре I, когда возникли благотворительные ведомства и учреждения, часть из которых известна
под названием учреждений “на особых основаниях управляемых”.
Возникшие как свидетельство недостаточной эффективности функционирования системы приказов общественного призрения учреждения,
«на особых основаниях управляемые», «соединили в себе востребованное временем активное привлечение

[Back]