2 7 «на особых основаниях управляемые», «соединили в себе востребованное временем активное привлечение общественного элемента в дело организованной заботы о нуждающихся с одновременно осуществляемым четким контролем за их деятельностью со стороны государства в лице представителей царствующего дома или сановитых чиновников1'1. В конкретно-исторической обстановке России XIX века в государстве, стремящемся к детальной регламентации всех сфер жизнедеятельности общества и тотальному контролю за любым проявлением общественной самодеятельности, учреждения, "на особых основаниях управляемые", вполне соответствовали текущему социальному момент}-' и сущности русского государства. Более тою , их деятельность свидетельствует о том, что государство, сохраняя за собой доминирующее положение, окончательно признало необходимость участия общественности в решении социальных проблем. Подобная уступка либеральным идеям в идеологическом плане еще не является отказом от просветительской идеи мудрого монарха и покровительство коронованных особ благотворительным учреждениям явное тому подтверждение. Оно выполняло важную идеологическую функцию, формируя определенное отношение общества к власти. Кроме того, последовательное развитие идей Просвещения и усиление государственного влияния в общественной жизни на фоне сложившейся в конце XVIII -XIX веках системы международных отношений способствовало развитию патриотических и панславистских идей. В истории общественного призрения влияние панславизма выразилось в синхронном с очередной войной создании благотворительных учреждений патриотического или панславистского толка: Женского патриотического общества в Москве, Славянского благотворительного общества, славянских комитетов, в распространении комитетов Красного Креста и др. Подобная практика способствовала не только расширению геогра1 Покотилова TJL Благотворим ьность в социальной погори» дореволюционной России: мировоззрение и .исторический опыт. Лвто-рсф.днсс... докг.ист.наук М., 1998. G 31. |
11 общественного элемента в дело организованной заботы о нуждающихся с одновременно осуществляемым четким контролем за их деятельностью со стороны государства в лице представителей царствующего дома или са/ Г новитых чиновников . I В конкретно-исторической обстановке России XIX века в государстве, стремящемся к детальной регламентации всех сфер жизнедеятельности общества и тотальному контролю за любым проявлением общественной самодеятельности, учреждения, “на особых основаниях управляемые”, ч * ь ш ь вполне соответствовали текущему социальному моменту и сущности русского государства. Более того, их деятельность свидетельствует о том, что государство, сохраняя за собой доминирующее положение, окончательно признало необходимость участия общественности в решении социальных проблем. * Подобная уступка либеральным идеям в идеологическом плане еще не является отказом от просветительской идеи мудрого монарха и покровительство коронованных особ благотворительным учреждениям явное тому подтверждение. Оно выполняло важную идеологическую функцию,й * л ' , ' формируя определенное отношение общества к власти. Кроме того, последовательное развитие идей Просвещения и усиление государственного влияния в общественной жизни на фоне сложившейся в конце XVIII -ь XIX веках системы международных отношений способствовало развитию патриотических и панславистских идей. В истории общественного призрения влияние панславизма выразилось в синхронном с очередной войь ной создании благотворительных учреждений патриотического или панславистского толка: Женского патриотического общества в Москве, Славянского благотворительного общества, славянских комитетов, в распространении комитетов Красного Креста и др. Подобная практика способствовала не только расширению географических рамок благотворительной деятельности, но и имела определен |