фических рамок благотворительной деятельности, но и имела определенное политическое значение: она служила благовидным прикрытием истинных государственных интересов на Балканах и способствовала формированию адекватного общественного мнения. Таким образом, отмеченное выше усиление государственного присутствия в благотворительности, втягивало сс в сферу политики. А отсюда трансформации в политической жизни и в политической идеологии отражались на общественном призрении. Скачок в темпе роста тенденций общественного призрения выражен в небывалом нарастании темна роста благотворительных обществ, начиная с 1861 года. Так, если с 1801 года по 1810 год число благотворительных обществ составляло 16, то с 1861 по 1870 год их было уже 478. Это указывает на значительные изменения в жизни государства, связанные, прежде всего, с отменой крепостного права в 1861 году, которые не могли не отразиться на развитии системы социального образования. Либеральные реформы Александра И затронули целый комплекс проблем социально-экономического, социокультурного, общеобразовательного плана, без решения которых прогресс в жизни общества и государства, в развитии социального образования и системы социальной поддержки как фактора социальной стабилизации общества и постановке его на уровень требований времени был бы невозможен. И, что особенно важно, к решению этого комплекса проблем получили возможность присоединиться общественные силы. Опыт земств в работе по общественному призрению свидетельствует о том, что именно привлечение общественных сил при должном внимании со стороны государства является оптимальной формой организации помощи нуждающимся, в основу ее должен быть положен принцип, в соответствии с которым отсутствие общественного участия в решении вопросов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью общества, является самым существенным препятствием этого решения, что в свою очередь, требует определенной суммы гражданских прав и свобод, должного культурного уровня, опыта самоорганизации. Таким образом, активизация общественных сил в решении вопросов социальной жизни должна непременно |
4 12 ное политическое значение: она служила благовидным прикрытием истинных государственных интересов на Балканах и способствовала формированию адекватного общественного мнения. Таким образом, отмеченное1 ^ ^ а выше усиление государственного присутствия в благотворительности, втягивало ее в сферу политики. А отсюда трансформации в политической жизни и в политической идеологии отражались на общественном призрении. Вторая половина XIX века характеризуется дальнейшей модернизацией общества и государства, связанной с развитием либеральных идей. Ядро либерализма учение о соотношении государства и общества. Сложившаяся в России система чрезмерной государственной опеки над обществом оказалась “бессильна ■осуществить идеал государственного благоустройства и народного довольства”7. Одна из причин этого несоответствие действовавших государственных форм потребностям реформирующегося общества. Модернизация, вызванная реформами 60-70 годов XIX века, привела к усилению несоответствия традиционных социальных институтов их новым функциям. В деле общественного призрения выход из подобного несоответствия виделся в ослаблении государственного вмешательства и активизации общественной самодеятельности. Середина XIX столетия стала временем проявления, по выражению А. Линденмайер, и духа \ самодеятельности >8 Подъем общественной активности свидетельствовал о глубокой идеологической перестройке, характерной для зарождающегося гражданского общества, основанного на либеральных идеях служения народу органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие органы создавались в России на основании “Положения о губернских и уездных земских учреждениях”. Опыт земств в работе по общественному призрению свидетельствует о том, что именно привлечение общественных сил при должном внимании. со стороны государства является оптимальной формой организации 5 13 помощи нуждающимся, в основу которой должен быть положен принцип, в соответствии с которым отсутствие общественного участия в решении вопросов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью общества, является самым существенным препятствием этого решения, что в свою очередь, требует определенной суммы гражданских прав и свобод, должного культурного уровня, опыта самоорганизации. Таким образом, акти\ визация общественных сил в решении вопросов социальной жизни должна непременно сопровождаться пересмотром государственных позиции в обществе на основе либерализации и демократизации. Приведённая краткая характеристика основных этапов истории общественного призрения в России свидетельствует, что государством и обществом в данной сфере социальной жизни накоплен богатый опыт, который требует своего обобщения. Объект исследования представляет собой сложившийся в России в конце XVIII века институт общественного призрения, функционировавший как система организованной социальной помощи нуждающимся со стороны государства и общества. На всем протяжение истории оказание помощи нуждающимся категориям населения осуществлялось различными субъектами: государством, р негосударственными общественными объединениями, отдельными лицами. Каждый из указанных субъектов был движим специфическими мотивами, ставил перед собой особые цели, руководствовался своими принципами. Для государства поддержка малообеспеченных и неимущих слоев населеР Г + * Р Г ния выступала в качестве важнейшей обязанности и одного из направлений в реализации социальной функции. Она осуществлялась системно, на основе правовых предписаний в объеме, минимально достаточном для удовлетворения насущных потребностей, и служила цели обеспечения организационного и функционального единства общества и государственной безопасности, в силу чего в содержание указанной деятельности включа |