3 4 укрепление верховой власти с помощью благотворительности, сс легитимизация в глазах народа. Об этом говорит и тот факт, что во время первой мировой войны, когда авторитет императорской фамилии катастрофически падал, один за другим стали возникать благотворительные комитеты, во главе с представителями Дома Романовых: Комитет Елизаветы Федоровны, Николая II, Татьянинский Комитет, Романовский Комитет и т.д. Династия выступала своего рода гарантом благополучия пострадавших, нуждающихся и обездоленных, наиболее политически активных групп населения. Экономические, политические условия и культурно-национальные традиции обусловливают специфику осуществления призрения. В России прошлого столетия сложилось три основных направления осуществления благотворительной деятельности, отличающихся объектом предпринимаемых усилий. В первом случае это любой нуждающийся индивид, во втором группа людей, оказавшаяся в сложной ситуации или принадлежащая к определенному сословию, в третьем сами благотворительные учреждения. Первый вид призрения осуществляли такие организации, как, например, городские попечительства, благотворительные общества, которые оказывали необходимую социальную помощь вне зависимости от сословной либо конфессиональной принадлежности нуждающихся. В истории призрения это достаточно поздний вид органов, появление которых вызвано размыванием сословной стратификации общества в пореформенный период. Традиционными же следует признать два других вида призрения. Призрение, ориентированное на лиц, принадлежащих к какой-либо социальной группе, осуществлялось, как правило, на основе сословного принципа (мещанскими управами, крестьянскими обществами и т.д.), но были и такие учреждения, которые строили свою работу на основе принципа иной (несословной) общности профессиональной, религиозной, половозрастной. В рамках этого вида призрения можно с известной степенью условности выделить дополнительные подвиды в зависимости от наличия (отсутствия) жесткой связи между объектом и субъектом призрения: 1) деятельность по |
20 ностей: самодержавия, православия, монархического патернализма, что позволяет утверждать о достаточно рельефно выступавшей идеологической функции. Одним из ее проявлений явились так называемые учреждения, «на особых основаниях управляемые», находящиеся под покровительством членов императорского дома и носившие зачастую их имена. Функциональный анализ компонентов структуры общественного призрения дает возможность говорить, что система общественного призрения в целом выполняла стабилизирующую функцию, заключающуюся в регулировании правовых и экономических отношений в обществе с целью снятия социальной напряженности, порождаемой объективным соци4 « Р альным неравенством. , ' Вместе с тем, следует иметь в виду, что, воздействуя на целый ряд противоречий социальной действительности, общественное призрение не в состоянии было разрешить глубинные, сущностные противоречия общества. Оно не в состоянии ликвидировать причину голода и нищеты, отсталости и застоя, хотя могло корректировать их последствия, при этом были возможны только такие социальные изменения, которые детерминированы объективными социально-экономическими условиями и потенциями человека данного общества.ы Ь , * р * ^ Второй, не менее важней, была функция политическая, а именно укрепление верховой власти с помощью благотворительности, ее легитимизация в глазах народа. Об этом говорит и тот факт, что во время пер* г вой мировой войны, когда авторитет императорской фамилии катастрофически падал, один за другим стали возникать благотворительные комитеты, во главе с представителями Дома Романовых: Комитет / Елизаветы Федоровны, Николая II, Татьянинский Комитет, Романовский Комитет и т.д. Династия выступала своего рода гарантом благополучия пострадавших, нуждающихся и обездоленных, наиболее политически♦ ш V активных групп населения. 4 Л 21 / Экономические, политические условия и культурно-национальные традиции обусловливают специфику осуществления призрения. В России прошлого столетия сложилось три основных направления осуществления благотворительной деятельности, отличающихся объектом предпринимаемых усилий. В первом случае это любой нуждающийся индивид, во 1 ^ втором группа людей, оказавшаяся в сложной ситуации или принадлежащая к определенному сословию, в третьем сами благотворительные учреждения. Первый вид призрения осуществляли такие организации, как, например, городские попечительства, благотворительные общества, которые оказывали необходимую социальную помощь вне зависимости от сословной либо конфессиональной принадлежности нуждающихся. В истории призрения это достаточно поздний вид органов, появление которых выл звано размыванием сословнрй стратификации общества в пореформен-ф ный период. Традиционными же следует признать два других вида призрения. Призрение, ориентированное на лиц, принадлежащих к какой-либо социальной группе, осуществлялось, как правило, на основе сословного принципа (мещанскими управами, крестьянскими обществами и т.д.), но были и такие учреждения, которые строили свою работу на основе принципа иной (несословной) общности профессиональной, религиозной, половозрастной. В рамках этого вида призрения можно с известной сте«I ч ■ пенью условности выделить дополнительные подвиды в зависимости от 4 наличия (отсутствия) жесткой связи между объектом и субъектом призрения: 1) деятельность по призрению, которая осуществлялась предстаI вителями различных социальных групп в отношении лиц, принадлежащих к какой-либо определенной группе; 2) призрение, которое строилось на г основе взаимопомощи представителей социальной группы ее же нуждающимся членам. Во втором случае мы имеем дело с зарождением страхоV I |