Проверяемый текст
Вантеева, Наталья Владимировна; Общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX - начале XX века (Диссертация 2000)
[стр. 35]

призрению, которая осуществлялась представителями различных социальных групп в отношении лиц, принадлежащих к какой-либо определенной группе; 2) призрение, которое строилось на основе взаимопомощи представителей социальной группы се же нуждающимся членам.
Во втором случае мы имеем дело с зарождением
страховых начал благотворительности.
Сословные органы были самыми распространенными в структуре общественного призрения.
Анализ их
функциональных характеристик позволяет выявить важную особенность их деятельности, которая заключается в обратной зависимости между объемом нужды в социальной группе и возможностями последней в сс удовлетворении.
В этом, на наш взгляд, заключается ущербность сословной замкнутости призрения, которая препятствовала справедливому перераспределению материальных и иных благ среди нуждающейся категории населения.
Третий вид призрения имел в качестве объекта сами благотворительные организации.
Призрение в данном случае носило косвенный характер и заключалось в материальной, информационной и иной поддержке благотворительных учреждений со стороны аналогичных органов.
Следует отметить, что такие горизонтальные связи не получили широкого развития в силу ряда причин: отсутствия единого координационного центра, жесткой целевой регламентации расходов; слабой информационной базы, нехватки материальных ресурсов.
Рассмотренные характеристики общественного призрения позволяют установить, что данный феномен достаточно многосложен по своей природе и структуре и несет в себе комплекс общественно значимых
функций, позволяющих трактовать его суть как конструктивный механизм в достижении стабильности открытой общественной системы на известном этапе се развития.
Что касается Московской губернии, то в период второй половины XIX начала XX вв.
здесь, как и в целом по России, сложилась общественногосударственная система помощи.
Основной характерной чертой данной системы являлось наличие большого числа субъектов призрения, деятельность которых была направлена на нуждающихся в призрении отдельные категории
[стр. 21]

21 / Экономические, политические условия и культурно-национальные традиции обусловливают специфику осуществления призрения.
В России прошлого столетия сложилось три основных направления осуществления благотворительной деятельности, отличающихся объектом предпринимаемых усилий.
В первом случае это любой нуждающийся индивид, во 1 ^ втором группа людей, оказавшаяся в сложной ситуации или принадлежащая к определенному сословию, в третьем сами благотворительные учреждения.
Первый вид призрения осуществляли такие организации, как, например, городские попечительства, благотворительные общества, которые оказывали необходимую социальную помощь вне зависимости от сословной либо конфессиональной принадлежности нуждающихся.
В истории призрения это достаточно поздний вид органов, появление которых выл звано размыванием сословнрй стратификации общества в пореформен-ф ный период.
Традиционными же следует признать два других вида призрения.
Призрение, ориентированное на лиц, принадлежащих к какой-либо социальной группе, осуществлялось, как правило, на основе сословного принципа (мещанскими управами, крестьянскими обществами и т.д.), но были и такие учреждения, которые строили свою работу на основе принципа иной (несословной) общности профессиональной, религиозной, половозрастной.
В рамках этого вида призрения можно с известной сте«I ч ■ пенью условности выделить дополнительные подвиды в зависимости от 4 наличия (отсутствия) жесткой связи между объектом и субъектом призрения: 1) деятельность по призрению, которая осуществлялась предстаI вителями различных социальных групп в отношении лиц, принадлежащих к какой-либо определенной группе; 2) призрение, которое строилось на г основе взаимопомощи представителей социальной группы ее же нуждающимся членам.
Во втором случае мы имеем дело с зарождением
страхоV I

[стр.,22]

22 и вых начал благотворительности.
Сословные органы были самыми распространенными в структуре общественного призрения.
Анализ их
функцио-I ♦ * нальных характеристик позволяет выявить важную особенность их деятельности, которая заключается в обратной зависимости между объемом нужды в социальной группе и возможностями последней в ее удовлетворении.
В этом, на4наш взгляд, заключается ущербность сословной замкнутости призрения, которая препятствовала справедливому перераспределению материальных и иных благ среди нуждающейся категории населения.
Третий вид призрения имел в качестве объекта сами благотворительные организации.
Призрение в данном случае носило косвенный характер и заключалось в материальной, информационной и иной поддержке благотворительных учреждений со стороны аналогичных органов.
Следует отметить, что такие горизонтальные связи не получили широкого развития в силу ряда причин: отсутствия единого координационного центра, жесткой целевой регламентации расходов; слабой информационной базы, нехватки материальных ресурсов.
\ Рассмотренные характеристики общественного призрения позволяют установить, что данный феномен достаточно многосложен по своей природе и структуре и несет в себе комплекс общественно значимых
функции, позволяющих трактовать его суть как конструктивный механизм в достижении стабильности открытой общественной системы на известном этапе ее развития.
Предмет исследования определен в границах объекта и являет собой общественное призрение на Ставрополье и Кубани в XIX начале * * 4 XX вв.
Выбор территориальных границ исследования обусловлен административным делением дореволюционной России.
При этом автор учитывал административно-территориальные преобразования, проводимые в Предкавг казье в XIX веке: создание Кавказской губернии, Кавказской области, образо

[Back]