Проверяемый текст
Курманова, Галина Дмитриевна; Социальное призрение на Европейском Севере в последней трети XIX - начале XX вв. (Диссертация 2001)
[стр. 50]

волостных расходов”.1 Е.Д.Максимов считал, что источником средств для сферы социальногопризрения не может быть бедность , так как обременение ее повинностями ведет лишь к увеличению нуждающихся в призрении лиц.
"Поэтому все средства для борьбы с нищетой должны браться налогами и сборами с богатства и роскоши"3.
По его мнению, общественное призрение должно стать всесословной повинностью, а не обязанностью отдельных сословий, причем самых необеспеченных.
В целом, уровень финансовой обеспеченности, определяющий степень развития системы помощи в государстве, был низким.

"Было бы непонятно, по словам С.К.Гогеля, как многомиллионная и обширная по пространству Россия, причисляющая себя к культурным странам, может обходиться при общей, сравнительно с другими народами, бедности населения такой скудной помощью, если бы в России не было ряда "Ведомств" и "Обществ", которые только нося название обществ, в действительности представляют официальные, давно учрежденные органы общественного призрения"4.
Особое направление п изучении наработанного исторического опыта социальной помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных лиц.
Историческое освещение филантропической практики благотворительных обществ начинается с изучения опыта деятельности крупнейших благотворительных ведомств
России Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского человеколюбивого общества5.
Ведомства, "управляемые на особых основаниях" это была особая группа независимых благотворительных учреждений в Российской империи.
Они были созданы еще в начале XIX в., в силу того, что государство в лице Приказов
1Матвеев Е.Л.
Основная первоначальная едштица организации общественною призрения //Трудовая помопик.
1910.
.Ve6.
С.
15.
г Максимов Е.
Д.
Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово.
1896.

№7.
С.
23.
4Там же.
С.
23.
*Гогсль С.
К.
Указ.
соч.
С.
110.
5 Шумигородский П.
Ведомость учреждений императрицы Марии: Исторический очерк.
(1797-1897).
СПб..
1897; Волков Н.
Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества.
Владикавказ, 1899; Ведомство детских приютов и его задачи.
СПб., 1897-1903.

5 0
[стр. 16]

16 призрение почти в полной мере.
Небольшая доля, остающаяся непокрытой, могла бы быть удовлетворена пособием со стороны общегосударственных средств”.5 Крестьянские общества, на которые было возложено фактическое выполнение обязанности общественного призрения, одними своими силами были неспособны организовать на местах "правильную" помощь нуждающимся.
Н.Ди-Сеньи считает, что крайняя ограниченность податного источника не давала возможности развивать в полной мере социальные отрасли хозяйства.52 Органы крестьянского управления в сущности были созданы для выполнения судебно-административных функций на местах.
В.Л.Матвеев считал, что из-за этого задачи благоустройства, поднятия материального и культурного уровня населения находились на втором плане.
53 Большая часть, которыми располагали крестьянские учреждения, шли на содержание личного состава волостной и сельской администрации.
“По официальным данным МВД, относящимся к 1905 г., в 34 земских губерниях волостные расходы по содержанию личного состава превысили 9 т М млн.
руб., и составили более 1/2 всех волостных расходов”.
Е.Д.Максимов считал, что источником средств для сферы социального
СС призрения не может быть бедность.
Так как обременение ее повинностями ведет лишь к увеличению нуждающихся в призрении лиц.

“Поэтому все средства для 56 ГГ борьбы с нищетой должны браться налогами и сборами с богатства и роскоши”.
По его мнению, общественное призрение должно стать всесословной повинностью, а не обязанностью отдельных сословий, причем самых необеспеченных.
В целом, уровень финансовой обеспеченности, определяющий степень развития системы помощи в государстве, был низким.

“Было бы непонятно, по словам С.К.Гогеля, как многомиллионная и обширная по пространству Россия, причисляющая себя к культурным странам, может обходиться при общей, сравнительно с другими народами, бедности населения такой скудной помощью, если бы в России не было ряда “Ведомств” и “Обществ”, которые только нося название обществ, в действительности представляют официальные, давно учрежденные органы общественного призрения”.57 Особое направление в изучении наработанного исторического опыта социальной помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных лиц.
Историческое освещение филантропической практики благотворительных обществ начинается с изучения опыта деятельности крупнейших благотворительных ведомств


[стр.,17]

17 России Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского СО человеколюбивого общества.
Ведомства, "управляемые на особых основаниях" это была особая группа независимых благотворительных учреждений в Российской империи.
Они были созданы еще в начале XIX в., в силу того, что государство в лице Приказов
общественного призрения не могло в полной мере охватить все наиболее нуждающиеся категории населения, и заслужили особое внимание в отечественной историографии.
На Европейском Севере действовали только местные отделения Ведомства учреждений императрицы Марии, организаций, входивших в Императорское Человеколюбивое общество не существовало.
Находит должное отражение деятельность благотворительных обществ, которые осуществляли свою деятельность в разных регионах России на протяжении нескольких десятилетий по разным направлениям.
Появляются региональные работы, представляющие своего рода отчет крупнейших местных благотворительных организаций за большой период деятельности.
Изучение благотворительных учреждений осуществлялось в определенном жанре исторического очерка.
В последней трети XIX начале XX вв.
в русле развития фактологического материала появляются крупные работы по вопросам благотворительности.59 Это способствовало дальнейшему научному осмыслению эволюции системы помощи в России.
Е.Д.Максимов на основании анализа состояния «общественного призрения» в России на рубеже XIX XX вв.
впервые выделил три исторически сложившиеся системы помощи нуждающимся: “государственное призрение, земская общественная ¿А помощь и частная добровольческая благотворительность”.
По мнению Е.Д.Максимова, наличие трех сложившихся в данный период систем помощи свидетельствовало о наступлении качественно нового этапа развития процесса помощи в России.
Следует отметить еще одно направление изучение определенных социальных групп (нищие, безработные), которые отражали различные социально-исторические процессы, социальные изменения (миграция, урбанизация и др.).
Особое внимание обращалось на причины, порождающие нищенство, беспризорность, бродяжничество, преступность, алкоголизм и др.
явления в обществе, формы и методы, включая и меры призрения, направленные на их преодоление и предупреждение.61 Нищенство как социальное явление, “благословляемое христианством”, получило свое развитие еще в Древней Руси и имело свою многовековую историю.
В разные периоды исторического развития нищенство имело

[стр.,35]

35 27 Максимов Е.
Приказы общественного призрения в их прошлом и настоящем // Трудовая помощь.
1901.
№ 10.
С.739.
28 Бобиенский О.
Общественное призрение у крестьян // Вестник благотворительности.
1898.
№ 1; Вопросы общественного призрения в земской и городской жизни // Вестник благотворительности.
1898.
№ 6; Дерюжинский В.Ф.
Общественное призрение у крестьян.
СПб., 1899; Максимов Е.Д.
Очерк земской деятельности в области общественного призрения.
СПб., 1895; Свод заключений губернских совещаний по вопросам, относящимся к пересмотру законодательства о крестьянах.
Т.П.
СПб., 1897.
29Максимов Е.Д.
Очерк земской деятельности в области общественного призрения.
СПб., 1895.
30 Горовцев А, Трудовая помощь как средство призрения бедных.
СПб., 1901; Литвинов П.
Обзор деятельности петербургских городских попечительств о бедных за первый год // Труды первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению.
8-13 марта 1910 г.
СПб., 1910.
31Любимов А.
Общественное призрение в городе Архангельске в 1911 году // Архангельские городские известия.
1914.
№ 8-10.
32 Гогель С.К.
Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности.
СПб., 1908; Жеденов Н.
Кому и как помогать // Вестник благотворительности.
1898.
№ 7; Максимов Е.Д.
Законодательные вопросы общественного попечения о бедных.
СПб., 1897; Он же.
Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово.
1896.
№ 6; Матвеев В.О.
Основная первоначальная единица организации общественного призрения // Трудовая помощь.
1910.
№ 6; Призрение нетрудоспособных // Труды первого съезда по общественному призрению.
11-16 мая 1914 г.
Т.2.
Пг., 1914; Ровинский К.
Необходимость пересмотра законодательных постановлений о призрении бедных и попечении о больных.
//Труды первого съезда русских деятелей по общественному призрению.
СПб., 1910.
J Швиттау Г.
Трудовая помощь в России //Антология социальной работы.
Т.З.
М., 1995.
С.
153.л А Максимов Е.Д.
Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово.
1896.

№6.
j5 Дерюжинский В.
Ф.
Заметки об общественном призрении.
М., 1897.
С.
8.
Швиттау Г.
Трудовая помощь в России //Антология социальной работы.
Г.З.
М., 1995.
С.221.
37РГИА.
Ф.
1288.
Оп.
14.
Д.
99.
Л.
76.
38 Максимов Е.
Д.
Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово, 1896.
№ 7.
С.
9.
39Там же.
С.
8.
40Дерюжинский В.
Ф.
Заметки об общественном призрении.
М., 1897.
С.
7.
41Там же.
С.
8.А ^ Сборник сведений по общественной благотворительности в России.
Т.З.
Ч.
1.
СПб., 1884, С.З.
43Там же.
С.
3.
44Любимов А.
Указ.соч.
С.20-25.
45Гогель С.
К.
Указ, соч .
С.
26, 46Георгиевский П.
И.
Призрение бедных и благотворительность.
СПб., 1894.
С,83.А И Он же.
Организация частной благотворительности // Вестник благотворительности.
1897.
№ 5.
С.43.
48Там же.
С.
23.
49 Сиринов М.
Земские и городские финансы как источники покрытия расходов по обязательному общественному призрению//Антология социальной работы.
Т.З.
М.? 1995.
С.
188.
50Там же.
С.
190.
51Там же.
С.
200.
52 Ди-Сеньи Н.
Ближайшая реформа общественного призрения.
// Общественная и частная благотворительность в России.
1912.
№ 5-6.
СЛ.С^ _ Матвеев В.Л.
Основная первоначальная единица организации общественного призрения // Трудовая помощь.
1910.
№ 6.
СЛ5.
54Там же.
С.15.
55 Максимов Е.
Д.
Статистические и финансовые вопросы общественного призрения // Новое слово.
1896.
№7.
С.
23.
56Там же, С.
23.
57Гогель С.
К.
Указ.
соч.
С.
110.
58 Шумигородский Е.
Ведомость учреждений императрицы Марии: Исторический очерк.
(1797-1897).
СПб., 1897; Волков Н.
Краткий очерк Императорского человеколюбивого общества.
Владикавказ, 1899; Ведомство детских приютов и его задачи.
СПб., 1897-1903;
Вологодское благотворительное общество.
1864-1914.
Исторический очерк.
Вологда, 1914.
59 Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России.
СПб., 1901.

[Back]