общественного призрения не могло в полной мере охватить все наиболее нуждающиеся катетрии населения, и заслужили особое внимание в отечественной историографии. Па Европейском Севере действовали только местные отделения Ведомства учреждений императрицы Марии, организаций, входивших в Императорское Человеколюбивое общество не существовало. Находит должное отражение деятельность благотворительных обществ, которые осуществляли свою деятельность в разных регионах России па протяжении нескольких десятилетий но разным направлениям. Появляются региональные работы, представляющие своего рода отчет крупнейших местных благотворительных организаций за большой период деятельности. Изучение благотворительных учреждений осуществлялось в определенном жанре исторического очерка, В последней трети XIX начале XX вв. в русле развития фактологического материала появляются крупные работы по вопросам благотворительности.1Эго способствовало дальнейшему научному осмыслению эволюции системы помощи в России. Е.Д.Максимов на основании анализа состояния «общественного призрения» в России на рубеже XIX XX вв. впервые выделил зри исторически сложившиеся системы помощи нуждающимся: "государственное призрение, земская общественная помощь и частная добровольческая благотворительность".2 Далее по его же мнению, наличие трех сложившихся в данный период систем помощи свидетельствовало о наступлении качественно нового этапа развития процесса помощи в России. Следует отметить еще одно направление изучение определенных социальных групп (нищие, безработные), которые отражали различные социально-исторические процессы, социальные изменения (миграция, урбанизация и др.). Особое внимание обращалось на причины, порождающие нищенство, беспризорность, бродяжничество, преступность, алкоголизм и др. явления в обществе, формы и методы, включая и меры призрения, 1 Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности » России. СПб., 1901. 2 Максимов Ё.Д Очерк развития н современного положения общественного пршрения в России // Общественное и частное пригрение в России. СПб., 1907. |
17 России Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского СО человеколюбивого общества. Ведомства, "управляемые на особых основаниях" это была особая группа независимых благотворительных учреждений в Российской империи. Они были созданы еще в начале XIX в., в силу того, что государство в лице Приказов общественного призрения не могло в полной мере охватить все наиболее нуждающиеся категории населения, и заслужили особое внимание в отечественной историографии. На Европейском Севере действовали только местные отделения Ведомства учреждений императрицы Марии, организаций, входивших в Императорское Человеколюбивое общество не существовало. Находит должное отражение деятельность благотворительных обществ, которые осуществляли свою деятельность в разных регионах России на протяжении нескольких десятилетий по разным направлениям. Появляются региональные работы, представляющие своего рода отчет крупнейших местных благотворительных организаций за большой период деятельности. Изучение благотворительных учреждений осуществлялось в определенном жанре исторического очерка. В последней трети XIX начале XX вв. в русле развития фактологического материала появляются крупные работы по вопросам благотворительности.59 Это способствовало дальнейшему научному осмыслению эволюции системы помощи в России. Е.Д.Максимов на основании анализа состояния «общественного призрения» в России на рубеже XIX XX вв. впервые выделил три исторически сложившиеся системы помощи нуждающимся: “государственное призрение, земская общественная ¿А помощь и частная добровольческая благотворительность”. По мнению Е.Д.Максимова, наличие трех сложившихся в данный период систем помощи свидетельствовало о наступлении качественно нового этапа развития процесса помощи в России. Следует отметить еще одно направление изучение определенных социальных групп (нищие, безработные), которые отражали различные социально-исторические процессы, социальные изменения (миграция, урбанизация и др.). Особое внимание обращалось на причины, порождающие нищенство, беспризорность, бродяжничество, преступность, алкоголизм и др. явления в обществе, формы и методы, включая и меры призрения, направленные на их преодоление и предупреждение.61 Нищенство как социальное явление, “благословляемое христианством”, получило свое развитие еще в Древней Руси и имело свою многовековую историю. В разные периоды исторического развития нищенство имело |