истории социальной работы. На этом фоне появляется множество работ, в которых проблемы социальной политики России, благотворительности и призрения рассмотрены на более качественном уровне с учетом новых знаний. В начале 1990-х гг. в работах современных исследователей (Л.В.Бади, П.И.Нещсретпого, М.В.Фирсова, Е.И.Холостовой) проявляются общие тенденции: делается исторический обзор и дается попытка периодизации становления, развития и расцвета благотворительной деятельности. Основным критерием выделения исторических периодов является изменение характера благотворительности и взаимосвязь государственного и общественного призрения1. Все авторы выделяют период с 1860-х-1870-х гг. до 1917 г. как «золотой век» российской благотворительности по количественным и качественным показателям. В этот период получили наибольшее развитие самые разнообразные виды и формы помощи, которыми были охвачены разные категории населения и делались попытки решения социальных проблем на научной основе. В процесс помощи были вовлечены многочисленные государственные и местные органы и негосударственные организации, частные лица. В основу данного исследования положена периодизация, которую предложил М.В.Фирсов.2 Он выделяет в рамках разных исторических периодов модели помощи, которые имели свои социокультурные особенности, В период с 1860-х 1870-х гг. до 1917г. согласно его периодизации в России сложилась общественно-государственная система помощи. В ее основе лежала идея сочетания государственных и общественных интересов. Население начинает осознавать необходимость решения социальных проблем ”с низу", путем развития "общественной помощи" и взаимопомощи. Существование такой концепции помощи и определяло развитие количественных и качественных показателей системы социального призрения в России в указанный период. В современной России па волне проходящей реформы местного 1 Ьадя Л.В., Дсмнна Л .К , Егошкиа В.It. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1995; Нешсрстинй П.И. Исторические коран и традиции ратвигия благотворительности к России. М.,1993; Холостовл Е.И. Гснсчлс социальной работы в России. М .,1995. 2 Онрсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М . Воронеж, 1998. |
20 В 1930-1980-е гг. исторический опыт государственной и общественной помощи и поддержки не выделяется как самостоятельный предмет исследования. Но некоторые исследователи в большей или меньшей степени попутно обращались к проблемам общественного призрения при изучении российской истории. Особо следует выделить Н.П.Ерошкина, который в ряде своих работ по истории государственных учреждений дореволюционной России дает весьма характерную оценку сущности Приказов общественного призрения, как бюрократических учреждений. В региональной историографии к этой теме исследователи и вовсе не обращались, так как в этот период изучение социального призрения было менее выигрышной темой на фоне других более важных тем. Третий период (конец 1980-х начало 1990-х 2000 г.) время, когда проблема социального призрения вновь становится объектом изучения исследователей после долгого перерыва. На фоне политических и социальноэкономических изменений в стране резко проявились социальные проблемы, выявилась неэффективность социальной политики и социального обеспечения. Существовавшая система помощи перестала отвечать потребностям населения и не могла больше выполнять функции социального стабилизатора в российском обществе. Появляется насущная потребность в реформировании системы государственного социального обеспечения и оформления новой, соответствующей времени, концепции помощи. В начале 1990-х гг. в стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность и система образования. Формирование нового вида деятельности потребовало изучения социальных аспектов истории Российского государства, в том числе истории социальной работы. На этом фоне появляется множество работ, в которых проблемы социальной политики России, благотворительности и призрения рассмотрены на более качественном уровне с учетом новых знаний. В начале 1990-х гг. в работах современных исследователей (Л.В.Бади, П.И.Нещеретного, Е.И.Холостовой) проявляются общие тенденции: делается исторический обзор и дается попытка периодизации становления, развития и расцвета благотворительной деятельности. Основным критерием выделения исторических периодов является изменение характера благотворительности и взаимосвязь государственного и общественного призрения.72 Все авторы выделяют период с 1860-х-1870-х гг. до 1917 г. как «золотой век» российской благотворительности по количественным и качественным показателям. В этот период 21 получили наибольшее развитие самые разнообразные виды и формы помощи, которыми были охвачены разные категории населения и делались попытки решения социальных проблем на научной основе. В процесс помощи были вовлечены многочисленные государственные и местные органы и негосударственные организации, частные лица. В основу нашего исследования положена периодизация, которую предложил М.В.Фирсов. Он выделяет в рамках разных исторических периодов модели помощи, которые имели свои социокультурные особенности. В период с 1860-х 1870-х гг. до 1917 г. согласно его периодизации в России сложилась общественно-государственная система помощи. В ее основе лежала идея сочетания государственных и общественных интересов. Население начинает осознавать необходимость решения социальных проблем "с низу", путем развития "общественной помощи" и взаимопомощи. Существование такой концепции помощи и определяло развитие количественных и качественных показателей системы социального призрения в России в указанный период. В современной России на волне проходящей реформы местного самоуправления исследователи обращаются к историческому опыту деятельности земских и городских органов самоуправления в области социального призрения, как по отдельным регионам, так и в целом по России.74 В 1996-1998 гг. защищено несколько диссертаций, в которых исследователи впервые обращаются к проблемам генезиса и эволюции социальной работы, историческому пути развития благотворительности и социального призрения.75 Свой вклад в изучение истории социального призрения в России внесли американские ученые, в частности А.Линденмайер рассматривает историю развития российской благотворительности в XIX в. Он выделяет несколько периодов во взаимоотношениях между государством и добровольными благотворительными организациями.76В период с 1860-х гг. происходит ослабление жесткого контроля со стороны правительства в отношении благотворительных организаций, что определило всплеск их развития в последующий период. Для третьего этапа характерны многоаспектные подходы к проблемам истории социальной работы. Исследователи занимаются не только изучением отдельных мероприятий в области социальной защиты и поддержки населения, но и делают попытки критически осмыслить наследие российских ученых, их видение социальноисторического процесса общественной помощи,77 а также систематизировать |