Проверяемый текст
Колебакина, Елена Юрьевна; Общественное призрение и благотворительность в архангельской губернии, конец XUIII- начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 74]

7 4 средства, насчитывалось 387.
Свыше половины из них находились в губернских городах.
Число лиц, воспользовавшихся помощью этих заведений (включая одну ночь, проведенную в ночлежном доме) достигло в том же году 676,8 тыс.
Годовые расходы составили 461.6 тыс.
руб., мснсс рубля в год на человека.
Отмена крепостного права и последующие реформы 1860 70-х гг.
высвободили большое количество рабочих рук.
Крестьяне хлынули в города, но работу находили далеко не все.
Именно они пополняли ряды нищих и безработных и становились проблемой городских властей.
«Согласно полицейской статистике, только в Москве 1860-х г.
насчитывалось до 40 тыс.

нищих, собиравших в год более 3 млн.
руб.
подаяния»'.
К началу XX в.
в городе насчитывалось уже более 1 млн.
нищих, собиравших более 230 млн.

руб.
подаяниями2.
Не все они были патологическими лентяями, многие всеми силами старались найти работу и выбраться из нищеты.
Помочь им в этом должны были не только приказы общественного призрения и земства, которым не хватало на это
ни средств, ни времени, а, прежде всего, специально для этого организованные общества и попечительства.
Они призваны были обеспечить нуждающихся кровом и содействовать их временному или постоянному трудоустройству.
В пореформенный период в деле
организации трудовой помощи появляются новые формы.
Так, в 1882 г.
в России при приходском попечительстве Андреевского собора был открыт первый дом трудолюбия.
Его открытие было связано с именем о.
Иоанна Кронштадского.
На его открытии отец Иоанн произнес речь, которая стала настоящей программой для деятельности подобных учреждений: «Мы должны знать, что церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайничества в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и нищеты, для приискания работы бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства рабочего
дома»3.
Кронштадский лом трудолюбия создал вокруг себя целую есть из 16 1Прыжов И.
Нищие на Святой Руси.
Казань,1913.
С71.
2Новомбсргский Н.Я.
Г1о пути к вырождению.
Социально-гигиенические очерки.
СПб.,1913.
С.26.
3 Горовисв Л.
Трудовая помощь как средство призрения бедных.
СПб., 1901 И Литология социальной работы.
М.,1994.
Т.
1.С.59.
[стр. 39]

.
41 754 нуждающимся .
В 1867 г.
в России было создано Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1876 г.
в Российское общество Красного Креста (РОКК).
По инициативе Анри Дюрана в 1863 г.
создана международная организация помощи раненым.
В 1864 г.
в Женеве состоялась дипломатическая конференция, которая выработала Конвенцию об улучшении участи раненных во время войны, положенная в основу деятельности Красного Креста.42.
Эта конвенция послужила призывом разным государствам принять участие в помощи жертвам военных действий.
Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г.
Российское общество Красного Креста призвано было действовать не только в годы войн, помогая раненым, но и в мирное время.
Тогда оно оказывало помощь пострадавшим от стихийных бедствий: землетрясений, неурожаев, пожаров и эпидемий.
Неурожаи, голод, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия становились причинами частых эпидемий.
Красный Крест оказывал пострадавшим медико-санитарную помощь, открывая приюты, лазареты, столовые, ночлежные дома и склады.
Отряды РОКК раздавали населению продовольствие, одежду и предметы первой необходимости.
Для организации этой деятельности в каждой административной территории Российской империи, начиная с уезда, были созданы местные отделения общества (в том числе и в Архангельской губернии).
В XX в.
его деятельность была особенно заметна в годы первой мировой войны.
Отмена крепостного права и последующие реформы 1860 70-х гг.
высвободили большое количество рабочих рук.
Крестьяне хлынули в города, но работу находили далеко не все.
Именно они пополняли ряды нищих и безработных и становились проблемой городских властей.
«Согласно полицейской статистике, только в Москве 1860-х г.
насчитывалось до 40 тыс.

43 нищих, собиравших в год более 3 млн.
руб.
подаяния» .
К началу XX в.
в городе насчитывалось уже более 1 млн.
нищих, собиравших более 230 млн.

39

[стр.,40]

руб.
подаяниями'4.
Ыо не все они были патологическими лентяями, многие всеми силами старались найти работу и выбраться из нищеты.
Помочь им в этом должны были, не только приказы общественного призрения и земства, которым не хватало на это
пи средств, ни времени, а, прежде всего, специально для этого организованные общества и попечительства.
Они призваны были обеспечить нуждающихся кровом и содействовать их временному или постоянному трудоустройству.
В пореформенный период в деле
организация трудовой помощи появляются новые формы.
В 1882 г.
в России при приходском попечительстве Андреевского собора был открыт первый дом трудолюбия.
Его открытие было связано с именем о.Иоанна Кронштадского.
На его открытии отец Иоанн произнес речь, которая стала настоящей программой для деятельности подобных учреждений: «Мы должны знать, что церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайничества в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и нищеты, для приискания работы бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства рабочего
дома»45.
Кронштадский дом трудолюбия создал вокруг себя целую сеть из 16 благотворительных учреждений: училище, читальню, рисовальный класс, воскресную школу, народные чтения, народную столовую, ночлежный приют, убежище для сирот, дешевые квартиры и бесплатную амбулаторию.
К середине \ 890-х г.
дом трудолюбия давал работу нескольким десяткам тысяч человек.
Так, в 1896 г.
в его мастерских получали работу 21876 человек.
Работники при доме Трудолюбия обычно находились на его полном обеспечении, жалование не получали (чтобы не пропивать и не прогуливать), выдавались только небольшие вознаграждения, которые откладывались в особый фонд, выдаваемый им при выходе из дома.
Основными методами воздействия на призреваемых служили не наказания, а убеждения.
Самым серьезным наказанием являлось удаление из дома.
Идея создания домов трудолюбия была поддержана и в губернских городах.
В 1895 г.
был опубликован указ об учреждении .«Попечительства о 40

[Back]