благотворительных учреждений: училище, читальню, рисовальный класс, воскресную школу, народные чтения, народную столовую, ночлежный приют, убежище для сирот, дешевые квартиры и бесплатную амбулаторию. К середине 1890-х г. дом трудолюбия давал работу нескольким десяткам тысяч человек. В 1896 г. в его мастерских получали работу 21876 человек. Работники при доме трудолюбия обычно находились на его полном обеспечении, жалование не получали (чтобы не пропивать и не прогуливать), выдавались только небольшие вознаграждения, которые откладывались в особый фонд, выдаваемый им при выходе из дома. Основными методами воздействия на призреваемых служили не наказания, а убеждения. Самым серьезным наказанием являлось удаление из дома. Идея создания домов трудолюбия была поддержана и в губернских городах. В 1895 г. был опубликован указ об учреждении «Попечительства о домах трудолюбия и работных домах». Попечительство находилось под непосредственным покровительством императрицы Александры Федоровны и должно было координировать деятельность домов трудолюбия, содействовать их устройству и оказанию денежных пособий, ссуд и пособия на поддержание домов, уже существующих. С 1897 г. попечительство издало журнал «Трудовая помощь». К началу XX в. число подобных учреждений по всей России доходило до 140. Большое количество рабочих рук и развитие промышленности в России заставило предпринимателей обратить определенное внимание на подготовку квалифицированных рабочих и распространение среди них элементарной грамотности. Фабриканты и заводчики не только начинают вносить пожертвования на начальную школу, но и сами проявляют активность в открытии таких школ. Одним из первых в России учебных заведений подобного рода стаза открытая л 1816 году в Москве Т.В.Прохоровым школа ;цтя малолетних мастеров. Курс обучения в пей был рассчитан на 12 года. Ученики изучали часослов и псалтырь, Закон Божий, письмо, чтение, счетоводство и рисование. Кроме того, непосредственно па фабрике дети и подростки |
руб. подаяниями'4. Ыо не все они были патологическими лентяями, многие всеми силами старались найти работу и выбраться из нищеты. Помочь им в этом должны были, не только приказы общественного призрения и земства, которым не хватало на это пи средств, ни времени, а, прежде всего, специально для этого организованные общества и попечительства. Они призваны были обеспечить нуждающихся кровом и содействовать их временному или постоянному трудоустройству. В пореформенный период в деле организация трудовой помощи появляются новые формы. В 1882 г. в России при приходском попечительстве Андреевского собора был открыт первый дом трудолюбия. Его открытие было связано с именем о.Иоанна Кронштадского. На его открытии отец Иоанн произнес речь, которая стала настоящей программой для деятельности подобных учреждений: «Мы должны знать, что церковное попечительство главнейшим образом учреждено для уничтожения нищенства и попрошайничества в нашем городе, для искоренения лености, праздности, тунеядства и нищеты, для приискания работы бедным, для учреждения ремесленной школы для бедных детей, для устройства рабочего дома»45. Кронштадский дом трудолюбия создал вокруг себя целую сеть из 16 благотворительных учреждений: училище, читальню, рисовальный класс, воскресную школу, народные чтения, народную столовую, ночлежный приют, убежище для сирот, дешевые квартиры и бесплатную амбулаторию. К середине \ 890-х г. дом трудолюбия давал работу нескольким десяткам тысяч человек. Так, в 1896 г. в его мастерских получали работу 21876 человек. Работники при доме Трудолюбия обычно находились на его полном обеспечении, жалование не получали (чтобы не пропивать и не прогуливать), выдавались только небольшие вознаграждения, которые откладывались в особый фонд, выдаваемый им при выходе из дома. Основными методами воздействия на призреваемых служили не наказания, а убеждения. Самым серьезным наказанием являлось удаление из дома. Идея создания домов трудолюбия была поддержана и в губернских городах. В 1895 г. был опубликован указ об учреждении .«Попечительства о 40 домах трудолюбия и работных домах». Попечительство находилось под непосредственным покровительством императрицы Александры Федоровны и должно было координировать деятельность домов трудолюбия, содействовать их устройству и оказанию денежных пособий, ссуд и пособия на поддержание домов, уже существующих. С 1897 г. попечительство издало журнал «Трудовая помощь». К началу XX в. число подобных учреждений по всей России доходило до 140. Архангельский дом трудолюбия был основан в 1894 г.46 Сословное призрение, играющее важную роль в деле социальной помощи во время становления деятельности приказов, продолжало существовать и во второй половине XIX в. Главной тенденцией, определяющей развитие этой формы призрения, было усиление роли купечества в деле помощи .недееспособным. Не вес сословия имели равные финансовые возможности, отражающие действительные его потребности в деле попечения неимущих. Так, в 1896 г. купечество тратило на общественное призрение -I 123 ООО руб.; мещанство 258 .673 руб.; ремесленники только 170 620 руб.1’ Очевидно, что количество призреваемых в каждом из этих сословий обратно пропорционально количеству средств, расходуемых на оказание помощи неимущим членам своею сословия. Расцвет купечества привел к тому, что они оказывали помощь всем нуждающимся независимо от их социального положения и происхождения. продолжая традиции христианской взаимопомощи. Призрение бывших помещичьих крестьян до издания высочайше утвержденных положений о крестьянах лежало на обязанности помещиков, позже призрение временно обязанных крестьян стало относиться к обязанностям сельских и волостных обществ48. Среди крестьянского сословия по-прежнему основной формой призрения являлась простая подача милостыни. Архангельское губернское но крестьянским делам присутствие сообщало, например, что: «Сирые, дряхлые и неимущие ходят по дворам и собирают милостыню, причем почти ни в одном доме им не отказывают» 49. В XIX в. в . деревнях также появляются специальные заведения для призрения (богадельни. 41 |