7 6 знакомились с различными ремеслами ткацким, набивным, резьбой по дереву и др. Первоначально в школу было принято 30 мальчиков. К середине 30-х годов здесь уже обучалось около 300 человек1. Частные школы, подобные «прохоровской», редко попадали в общую или ведомственную отчетность, и судить об их реальном количестве в первой половине XIX века довольно трудно. Тем не менее, можно предположить, что к середине етолстия они действовали при каждом более или менее крупном предприятии фабрично-заводской индустрии2. В июне 1860 года открывается первая воскресная школа для взрослых в Москве. Вскоре здесь создается Московское общество воскресных школ, стараниями которого за четыре месяца открываются еще девять таких школ, где обучалось в общей сложности около 900 учащихся. Движение за создание воскресных школ активно охватывает и провинциальную российскую глубинку. Они открываются в Архангельске, Воронеже, Костроме, Кременчуге, Пензе, Саратове и многих других губернских и уездных городах. Появляются такие школы и в сельской местности, в частности, в сслс Заборьсве Серпуховского уезда и в Петровской слободе Богородского уезда Московской губернии. По далеко неполным данным и 1862 году в России насчитывалось 316 воскресных школ. . К концу столетия воскресные школы получили повсеместное распространение и продолжали развиваться в дальнейшем благодаря специальному Обществу воскресных ш кол. Для России либерализация общественной жизни и демократичные воскресные школы многие годы были лишь плодом мечтаний. В деле призрения и воспитания детей в пореформенный период тоже происходят изменения. До 1861 г. оно заключаюсь, главным образом, в организации сиротских и воспитательных домов, школ, пособий учебным 1См.: Мнжуси П.Г. Очерк развития и современного состояния народного образования в Англин. СПб., !896. С. 5. 2 РГИА СПб., ф. 218t on. 1 3, cxxp . 30, я. L; д. 5, л. 1. * См.: Очерки истории школы н педагогической мысли народов СССР. XV11I в. первая половина XIX в. С. 239. |
пособие всего лишь 193 лицам. Земские учреждения располагали в губернии 6,3 установлениями для призрения с 409 призреваемыми, приказы общественного призрения только 2,6 установлениями с 106 призреваемыми»36. Таким образом, в земских губерниях дело общественного призрения стояло на гораздо большей высоте, чем в губерниях неземских. В земских губерниях было гораздо больше видов благотворительной помощи, чем в приказах общественного призрения, где преобладала помощь недееспособным в предоставлений крова и пищи и некоторая воспитательная помощь детям. Для увеличения эффективности призрения здесь начинают разделять богалельцев на группы: неизлечимо больные (направлялись в особые учреждения с закрытой формой призрения); работоспособные не имеющие крова (для них дневные и ночлежные приюты; ночлежные дома; дешевые или бесплатные столовые и квартиры). Похмощь оказывалась не только недееспособным, но и нуждающимся ремесленникам, воинам, приказчикам, вдовам, фельдшерам, учителям, учащимся и т.д. В конце XIX начале XX в. эти формы призрения стали применять и в неземских губерниях. По данным комиссии статс-секретаря К.Грота, созданной правительством в 1892 г. для пересмотра действующего законодательства в сфере общественного призрения, видно, что количество установлений в неземских губерниях в 2 3 раза меньше, чем в земских, и главная роль в развитии призрения принадлежит не земским и приказным, а городским, сословно-общественным и частным установлениям. В деле призрения и воспитания детей в пореформенный период тоже происходят изменения. До 1861 г. оно заключалось, главным образом, в организации сиротских и воспитательных домов, школ, пособий учебным заведениям и стипендий учащимся. После реформ появляются новые формы призрения: колыбельни, дневные убежища, ясли, школы с ремесленными классами, земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты (для заброшенных и преступных детей). Если проанализировать соотношение 36 |