результате последовавшего наказания родителей. При приютах создавались попечительские и опекунские советы, члены которых наблюдали за качеством преподавания предметов начальной школы, уровнем освоения различных ремесел, последующим устройством выпускников на работу*, духовным и нравственным закаливанием подростков1. Особенно известен Рукавишниковский приют в Москве. Для воспитанников существовала школа и ремесленные мастерские. Среди методов, используемых в воспитании детей, помимо трудовых, постоянно присутствовали методы поощрительные и индивидуального воздействия, детей водили в театры и музеи, покупали сладости. Не случайно, 96 из 100 обитателей такого приюта никогда не конфликтовали с законом, 1898 году Дамский тюрсмно-благотворитсльиый комитет основан в Москве школу тюремных надзирательниц. Целью этой школы была профессиональная подготовка обслуживающего персонала в женских тюрьмах, исправительных колониях, тюремных больницах, приютах. Учебная программа базировалась на принципах нравственной помощи и главной задачей выдвигала «возвращение преступников к нравственному образу жизни». С учетом этого в учебном плане было достаточно большое количество социально-психологических дисциплин. Если проанализировать соотношение установлений для призрения и воспитания детей и призреваемых в земских и пезсмских губерниях, то выводы оказываются тс же: количество установлений в земских губерниях превышало в 2 3 раза больше, чем в неземских, а городских и частных установлений даже в 10-20 раз. Причем, наибольшее количество призреваемых приходилось не на земские и приказные установления, а на городские, сословные и частные. В большинстве земских губерний именно оно взяло на себя обязанность по медицинскому обеспечению населения, оставляя городским, сословным и частным учреждениям больше возможности обратить внимание на общественное призрение. 1 См.: Никитин I3.H. Тюрьма л ссылка. И сторическое, законодательное, административное и бы товое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобож денны х ю-под стражи, со времени в О З н н » г к о в е / ш я русской гюрьны, д о наш их дкей 1 5 6 0 — J 8 8 8 . —С П б.. J890. —С 2Л. |
установлений для призрения и воспитания детей и призреваемых в земских и неземских губерниях, то выводы оказываются те же: количество установлений в земских губерниях превышало в 2 3 раза больше, чем в неземских, а городских и частных установлений даже в 1 0 2 0 раз. Причем, наибольшее количество призреваемых приходилось не на земские и приказные установления, а на городские, сословные и частные. В большинстве .земских губерний именно оно взяло на себя обязанность по медицинскому обеспечению населения, оставляя городским, сословным и частным учреждениям больше возможности обратить внимание на общественное призрение. Наиболее активно дело общественного призрения развивалось в городах. Это объясняется притоком крупных пожертвований и благотворительных капиталов, переходящих во владение городских общественных управлений. В 50 губерниях Европейской России (кроме Царства Польского) городами расходовалось ежегодно на содержание благотворительных и других общеполезных заведений (в том числе и больниц): 1880 1884 5% всех 37 городских расходов; 1894 11,6% всех городских расходов . Уменьшение расходов на благотворительность в 1898г. связано с изменением форм отчетности, когда часть денег стали записывать на другие счета (например, на медицину или образование). Хотя большая часть средств приходится на столицы и крупные города. В губерниях расходы на благотворительность обычно складывались только из двух статей: призрение и лечение сирот и убогих (75,3% от всей суммы) и разные пожертвования (24,7%). Б то время как в городах таких статей расходов было значительно больше; кроме указанных, еще приют и воспитание сирот, дешевые квартиры и столовые для бедных, народные читальни. Таким образом, в I860 90-е гт. в результате реформ в России сложилось два типа социальной помощи. В земских губерниях функции приказов общественного призрения перешли к земству. В неземских ~ продолжали функционировать приказы. К концу XIX в. становится очевидно, что в земствах 37 |