Проверяемый текст
Колебакина, Елена Юрьевна; Общественное призрение и благотворительность в архангельской губернии, конец XUIII- начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 78]

результате последовавшего наказания родителей.
При приютах создавались попечительские и опекунские советы, члены которых наблюдали за качеством преподавания предметов начальной школы, уровнем освоения различных ремесел, последующим устройством выпускников на работу*, духовным и нравственным закаливанием подростков1.
Особенно известен Рукавишниковский приют в Москве.
Для воспитанников существовала школа и ремесленные мастерские.
Среди методов, используемых в воспитании детей, помимо трудовых, постоянно присутствовали методы поощрительные и индивидуального воздействия, детей водили в театры и музеи, покупали сладости.
Не случайно, 96 из 100 обитателей такого приюта никогда не конфликтовали с законом, 1898 году Дамский тюрсмно-благотворитсльиый комитет основан в Москве школу тюремных надзирательниц.
Целью этой школы была профессиональная подготовка обслуживающего персонала в женских тюрьмах, исправительных колониях, тюремных больницах, приютах.
Учебная программа базировалась на принципах нравственной помощи и главной задачей выдвигала «возвращение преступников к нравственному образу жизни».
С учетом этого в учебном плане было достаточно большое количество социально-психологических дисциплин.
Если проанализировать соотношение установлений для призрения и воспитания детей и призреваемых в земских и пезсмских губерниях, то выводы оказываются тс же: количество установлений в земских губерниях превышало в 2 3 раза больше, чем в неземских, а городских и частных установлений даже в 10-20 раз.
Причем, наибольшее количество призреваемых приходилось не на земские и приказные установления, а на городские, сословные и частные.
В большинстве земских губерний именно оно взяло на себя обязанность по медицинскому обеспечению населения, оставляя городским, сословным и частным учреждениям больше возможности обратить внимание на общественное призрение.

1 См.: Никитин I3.H.
Тюрьма л ссылка.
И сторическое, законодательное, административное и бы товое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобож денны х ю-под стражи, со времени в О З н н » г к о в е / ш я русской гюрьны, д о наш их дкей 1 5 6 0 — J 8 8 8 .
—С П б..
J890.
—С 2Л.
[стр. 37]

установлений для призрения и воспитания детей и призреваемых в земских и неземских губерниях, то выводы оказываются те же: количество установлений в земских губерниях превышало в 2 3 раза больше, чем в неземских, а городских и частных установлений даже в 1 0 2 0 раз.
Причем, наибольшее количество призреваемых приходилось не на земские и приказные установления, а на городские, сословные и частные.
В большинстве .земских губерний именно оно взяло на себя обязанность по медицинскому обеспечению населения, оставляя городским, сословным и частным учреждениям больше возможности обратить внимание на общественное призрение.

Наиболее активно дело общественного призрения развивалось в городах.
Это объясняется притоком крупных пожертвований и благотворительных капиталов, переходящих во владение городских общественных управлений.
В 50 губерниях Европейской России (кроме Царства Польского) городами расходовалось ежегодно на содержание благотворительных и других общеполезных заведений (в том числе и больниц): 1880 1884 5% всех 37 городских расходов; 1894 11,6% всех городских расходов .
Уменьшение расходов на благотворительность в 1898г.
связано с изменением форм отчетности, когда часть денег стали записывать на другие счета (например, на медицину или образование).
Хотя большая часть средств приходится на столицы и крупные города.
В губерниях расходы на благотворительность обычно складывались только из двух статей: призрение и лечение сирот и убогих (75,3% от всей суммы) и разные пожертвования (24,7%).
Б то время как в городах таких статей расходов было значительно больше; кроме указанных, еще приют и воспитание сирот, дешевые квартиры и столовые для бедных, народные читальни.
Таким образом, в I860 90-е гт.
в результате реформ в России сложилось два типа социальной помощи.
В земских губерниях функции приказов общественного призрения перешли к земству.
В неземских ~ продолжали функционировать приказы.
К концу XIX в.
становится очевидно, что в земствах 37

[Back]