-81 в Санкт-Петербурге по инициативе императрицы Елизаветы Алексеевны было создано «Петербургское патриотическое общество дам». Общество ставило перед собой задачу оказания разовой материальной помощи, содействие в госпитализации, устройство детей бедных родителей в училища, помощь в поиске жилья и призрение сирот. В 1814 г. Александр I основал Комитет вспомоществования раненым воинам. В середине XIX в. эта сфера благотворительности приобретает форму подвижничества уход молодых женщин в общины сестер милосердия. Это движение явилось следствием целого ряда причин: войны приводили к появлению большого количества раненых, нуждающихся в помощи; недостаток обслуживающего медицинского персонала; социальное неравенство женщин, ограниченность их участия в разных сферах общественной жизни. А община давала возможность женщинам реализовать себя в социальной сфере. В 1854 г. в период Крымской войны великая княгиня Елена Павловна учредилав Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Особенностью ее было то, что ее сестры работали в действующей армии. Впоследствии, по их примеру, в английских войсках появляется группа сестер милосердия во главе с Флоренс Найтингейл. В мирное время сестры работали в госпиталях и гражданских больницах, ухаживая за больными. Они работали совершенно безвозмездно, не получали пенсии, не имели выходных и отпусков. Община была организована по типу своеобразной трудовой коммуны. Обязательным условием было целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие, самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Но жизнь в общине нельзя сравнивать с монастырской, так как, сестры имели право изменить свою жизнь. Они, будучи сестрами, могли владеть наследственным имуществом, а при желании вернуться к родителям или выйти замуж. Деятельносгь общины сестер милосердия явилась новой страницей в истории благотворительности, истории, в которой главную роль играли женщины. В 1867 г. в России было создано Российское общество попечения о |
общества нравственное исправление преступников. Благотворительные тюремные комитеты оказывали помощь освобождающимся из-под стражи или отбывающим срок наказания, помогали семьям заключенных и каторжников, занимались призрением детей, матери которых находились под стражей, содержали приюты и ясли, организовывати мастерские, где арестантки шили одежду для себя, детей и на продажу, Б последующие периоды деятельность эти благотворительных тюремных комитетов была расширена. Имея общие цели, существовавшие общества отличались контингентом призреваемых и формами оказания помощи. Ведомство учреждений императрицы Марии преимущественно оказывало помощь женщинам, детям и лицам с недостатками слуха и зрения, используя для этого закрытые формы призрения. Императорское Человеколюбивое общество я попечительное о тюрьмах общество наиболее активно применяли в своей деятельности открытые формы помощи нуждающимся (дешевые и бесплатные квартиры и столовые, денежные пособия, ночлежные дома и т.д.). Среди традиционных категорий нуждающихся следует особо выделить еще одну, приведшую в середине XIX в. к созданию особой формы подвижничества. Это помощь раненым и больным воинам, которая существовала еще раньше, чем гражданским лицам. Общественное движение в этой сфере социальной помощи стало складываться на волне патриотического подъема 1812 г. В этом году в Санкт-Петербурге по инициативе императрицы Елизаветы Алексеевны было создано «Петербургское патриотическое общество дам». Общество ставило перед собой задачу оказания разовой материальной помощи, содействие в госпитализации, устройство детей бедных родителей в училища, помощь в поиске жилья и призрение сирот. В 1814 г. Александр I основал Комитет вспомоществования раненым воинам. В середине XIX в. эта сфера благотворительности приобретает форму подвижничества уход молодых женщин в общины сестер милосердия. Это движение явилось следствием целого ряда причин: войны приводили к появлению большого количества раненых, нуждающихся в помощи; недостаток обслуживающего 32 медицинского персонала; социальное неравенство женщин, ограниченность их участия в разных сферах общественной жизни. А община давала возможность женщинам реализовать себя в социальной сфере. В 1854 г. в период Крымской войны великая княгиня Елена Павловна учредила в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Особенностью ее было то, что ее сестры работали в действующей армии. Впоследствии, по их примеру, в английских войсках появляется группа сестер милосердия во главе с Флоренс Найтингейл. В мирное время сестры работали в госпиталях и гражданских больницах, ухаживая за больными. Они работали совершенно безвозмездно, не получали пенсии, не имели выходных и отпусков. Община была организована по типу своеобразной трудовой коммуны. Обязательным условием было целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие, самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Но жизнь в общине нельзя сравнивать с монастырской, так как, сестры имели право изменить свою жизнь. Они, будучи сестрами, могли владеть наследственным имуществом, а при желании вернуться к родителям или выйти замуж. Деятельность общины сестер милосердия явилась новой страницей в истории благотворительности, истории, в которой главную роль играли женщины. Таким образом, в конце XVIII середине XIX в. законодательно оформилась система социального помощи в виде утвержденных в 1775 г. приказов общественного призрения. Это была попытка решить социальные проблемы в государстве официальными законодательными мерами, продолжение регламентационной политики петровских реформ. Дело организации помощи неимущим легло на плечи государства. Сложились разнообразные формы и методы работы, ставшие впоследствии традиционными. Но приказная система имела ряд существенных недостатков, которые не могли решить всех проблем, связанных с призрением нуждающихся. Еще Екатерина II для решения этой проблемы хотела внести некоторые черты общественности в государственную систему призрения. Но 33 |