Проверяемый текст
Задворнова, Елена Евгеньевна; Государственно-общественное призрение на Урале, последняя треть XVIII - начало XX века (Диссертация 2001)
[стр. 83]

пропорционально количеству средств, расходуемых на оказание помощи неимущим членам своего сословия.
Расцвет купечества привел к тому, что они оказывали помощь всем нуждающимся независимо от их социального положения и происхождения, продолжая традиции христианской взаимопомощи.
С целью расширения финансовой базы социального призрения на низовом уровне правительство попыталось использовать параллельно с общинным крестьянским самоуправлением еще и административно церковные структуры, в которые в обязательном порядке входило местное население, церковные приходы.
Закон о создании попечительств при православных приходах был подписан в августе 1864г.
Целью их деятельности объявлялось попечение о благоустройстве и благосостоянии приходских церквей и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода.

Здесь благотворительность оказалась на последнем месте после заботы о благоустройстве церкви и начального обучения детей.
Согласно закону, создание попечительств осуществлялось по распоряжению епархиальных архиереев.
Местные светские власти и органы городского и сельского самоуправления могли лишь оказывать им содействие.
Вместе с тем финансовые средства попечительств складывались из благотворительных взносов прихожан, находившихся под управлением местных выборных органов самоуправления, от позиции которых во многом зависело поведение населения.
Поэтому в состав попечительств
наряду с местными священниками и представителями прихожан должны были входить и волостные старшины.
В соответствии с задачами попечительств сбор пожертвований должен был производиться раздельно в особые кружки: в пользу церкви, в пользу причта и для начального образования и благотворительности.
В отдельных случаях допускалось, с согласия общего собрания прихожан, введение обязательного единовременного сбора (самообложения).
Таким образом, эти органы сочетали в себе черты церковной корпоративности и одновременно
[стр. 64]

64 Все это позволило участникам Первого Всероссийского съезда деятелей по общественному и частному призрению (1910 г.) заключить, что «В сельских общинах, как основной единице призрения, целесообразная помощь совершенно отсутствует, и, вообще, сельские общины, по своей малочисленности ( малолюдности -Е.З.) и бедности , в большинстве случаев тяготятся ею и не в состоянии выполнить обязанности призрения»138.
С целью расширения финансовой базы социального призрения на низовом уровне правительство попыталось использовать параллельно с общинным крестьянским самоуправлением еще и административно церковные структуры, в которые в обязательном порядке входило местное население, церковные приходы139.
Закон о создании попечительств при православных приходах был подписан в августе 1864г.
Целью их деятельности объявлялось попечение «о благоустройстве и благосостоянии приходских церквей и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода»140.

Таким образом, здесь благотворительность оказалась на последнем месте после заботы о благоустройстве церкви и начального обучения детей.
Согласно закону, создание попечительств осуществлялось по распоряжению епархиальных архиереев.
Местные светские власти и органы городского и сельского самоуправления могли лишь оказывать им содействие.
Вместе с тем финансовые средства попечительств складывались из благотворительных взносов прихожан, находившихся под управлением местных выборных органов самоуправления, от позиции которых во многом зависело поведение населения.
Поэтому в состав попечительств


[стр.,65]

65 наряду с местными священниками и представителями прихожан должны А были входить и волостные старшины.
В соответствии с задачами попечительств сбор пожертвований должен был производиться раздельно в особые кружки: в пользу церкви, в пользу причта и для начального образования и благотворительности.
В отдельных случаях допускалось, с согласия общего собрания прихожан, введение обязательного единовременного сбора (самообложения).
Таким образом, эти органы сочетали в себе черты церковной корпоративности и одновременно
общественного учреждения.
Это вело к постоянным противоречиям между представителями церкви, желавшими видеть в понсчительствах учреждения, созданные в помощь причту, и лицами светскими, считавшими попечительства самостоятельными, независимыми от церкви общественными организациями.
Особенно заметными разногласия были по вопросам, связанные с расходованием средств.
Число попечительств быстро росло и к 1889 г.
достигло 18232.
К началу XX в.
(на конец 1901 г.
19108 попечительств)141 открыты примерно в половине православных приходов.
Однако были они крайне непрочными: быстро возникали и также быстро исчезали, не успев принести ощутимой пользы.
Так, например, в 1893 г.
вновь возникло 872 попечительства и одновременно закрылось 689142 Большинство из них создавалось для какой-либо конкретной цели обычно для строительства или ремонта храма.
После завершения работ они прекращали свою деятельность, другие типичные причины заключались либо в недостатке средств, либо в разногласиях внутри самого попечительства.
Общие расходы попечительств в целом заметно росли.
В 1894 г.
они составили около 2,8 млн.
руб., а спустя пятилетие (1899 г.) уже 3,9 млн.
руб., в 1901 г.
4,6 млн.
руб., в том числе в Вятской епархии 10,3 тыс., Екатеринбургской 25 тыс., Оренбургской 11,6 тыс., Пермской 20

[Back]