Проверяемый текст
Задворнова, Елена Евгеньевна; Государственно-общественное призрение на Урале, последняя треть XVIII - начало XX века (Диссертация 2001)
[стр. 84]

8 4 общсствсиного учреждения.
Это вело к постоянным противоречиям между представителями церкви, желавшими видеть в
попечительствах учреждения, созданные в помощь причту, и лицами светскими, считавшими попечительства самостоятельными, независимыми от церкви общественными организациями.
Особенно заметными разногласия были по вопросам, связанные с расходованием
срсдсгв.
Число попсчительств быстро росло и к 1889 г.
достигло 18232.
К началу XX в.

(в к.
1901 г.
было организовано 19108 попсчительств) они были открыты примерно в половине православных приходов.
Однако были они крайне непрочными: быстро возникали и также быстро исчезали, не успев принести ощутимой пользы.
Так, например, в 1893 г.
вновь возникло 872 попечительства и одновременно закрылось 689.
Большинство из них создавалось для какойлибо конкретной цели обычно для строительства или ремонта храма.
После завершения работ они прекращали свою деятельность, другие типичные причины заключались либо в недостатке средств, либо в разногласиях внутри самого попечительства.
Общие расходы попечительств в целом заметно росли.
В 1894 г.
они составили около 2,8 млн.
руб., а спустя пятилетие (1899 г.) уже 3,9 млн.
руб., в 1901 г.
4,6 млн.
руб.

Однако почти 85% из них тратились на нужды церкви.
На приходские школы и собственно благотворительность оставалось около 15%.
При этом и из этих средств львиная доля доставалась приходским школам.
Хотя
отчегы православного ведомства не выделяют долю средств, расходовавшихся отдельно на школы и благотворительную деятельность, что уже само по себе является показателем, исследователи отмечали, что «школьное дело всегда и везде привлекает к себе, по сравнению с благотворительностью, гораздо большее внимание и большие симпатии».
Следовательно, на собственно благотворительные цели тратилось, быть может, даже в несколько раз ниже действительных расходов на этот предмет, то есть в несколько раз меньше, чем на школы.
Таким образом, даже в конце
1890-х гг.
попечительства не могли тратить на благотворительность свыше 100,
[стр. 65]

65 наряду с местными священниками и представителями прихожан должны А были входить и волостные старшины.
В соответствии с задачами попечительств сбор пожертвований должен был производиться раздельно в особые кружки: в пользу церкви, в пользу причта и для начального образования и благотворительности.
В отдельных случаях допускалось, с согласия общего собрания прихожан, введение обязательного единовременного сбора (самообложения).
Таким образом, эти органы сочетали в себе черты церковной корпоративности и одновременно общественного учреждения.
Это вело к постоянным противоречиям между представителями церкви, желавшими видеть в
понсчительствах учреждения, созданные в помощь причту, и лицами светскими, считавшими попечительства самостоятельными, независимыми от церкви общественными организациями.
Особенно заметными разногласия были по вопросам, связанные с расходованием
средств.
Число попечительств быстро росло и к 1889 г.
достигло 18232.
К началу XX в.

(на конец 1901 г.
19108 попечительств)141 открыты примерно в половине православных приходов.
Однако были они крайне непрочными: быстро возникали и также быстро исчезали, не успев принести ощутимой пользы.
Так, например, в 1893 г.
вновь возникло 872 попечительства и одновременно закрылось 689142 Большинство из них создавалось для какой-либо конкретной цели обычно для строительства или ремонта храма.
После завершения работ они прекращали свою деятельность, другие типичные причины заключались либо в недостатке средств, либо в разногласиях внутри самого попечительства.
Общие расходы попечительств в целом заметно росли.
В 1894 г.
они составили около 2,8 млн.
руб., а спустя пятилетие (1899 г.) уже 3,9 млн.
руб., в 1901 г.
4,6 млн.
руб.,
в том числе в Вятской епархии 10,3 тыс., Екатеринбургской 25 тыс., Оренбургской 11,6 тыс., Пермской 20

[стр.,66]

66 тыс., Уфимской 12, 4 тыс.
Однако почти 85% из них тратились на нужды церкви и причта.
На приходские школы и собственно благотворительность оставалось около 15%.
При этом и из этих средств львиная доля доставалась приходским школам.
Хотя
отчеты православного ведомства не выделяют долю средств, расходовавшихся отдельно на школы и благотворительную деятельность, что уже само по себе является показателем, исследователи отмечали, что «школьное дело всегда и везде привлекает к себе, по сравнению с благотворительностью, гораздо большее внимание и большие симпатии».
Следовательно, на собственно благотворительные цели тратилось, быть может, даже в несколько раз ниже действительных расходов на этот предмет, то есть в несколько раз меньше, чем на школы.
Таким образом, даже в конце
N 1890-х гг.
попечительства не могли тратить на благотворительность свыше 100,
максимум, 200 тыс.
руб.1.43 В том числе в той же Вятской епархии в год на благотворительность тратилось в самые лучшие времена не более 500 руб.
Но и эти деньги зачастую тратились на нужды, связанные с богослужениями, например, на оплату «церковный треб».
Благотворительная деятельность православной церкви не сводилась к участию в создании попечительств.
Церковь имела и собственную систему богоугодных заведений, формировавшуюся веками, где содержались преимущественно монахи и церковнослужители.
В 1899 г.
при православных церквах состояло 68 больниц на 905 кроватей.
Однако большая часть из них содержалось на средства частных и общественных благотворителей (49 больниц на 673 кровати), тогда как на казенном и церковном иждивении состояло лишь 19 больниц на 232 кровати.
(Обращают на себя внимание крайне малые размеры «больниц» в среднем на 13-14 человек, что свидетельствует об ограниченном объеме медицинской помощи в них).
Такую же 'ШрЙЙйу

[Back]