максимум, 200 тыс. руб. Благотворительная деятельность православной церкви не сводилась к участию в создании попечительств. Церковь имела и собственную систему богоугодных заведений, формировавшуюся веками, где содержались преимущественно монахи и церковнослужители. В 1899 г. при православных церквах состояло 68 больниц на 905 кроватей. Однако большая часть из них содержалось на средства частных и общественных благотворителей (49 больниц на 673 кровати), тогда как на казеином и церковном иждивении состояло лишь 19 больниц на 232 кровати. (Обращают на себя внимание крайне малые размеры «больниц» в среднем на 13-14 человек, что свидетельствует об ограниченном объеме медицинской помощи в них). Такую же картину мы наблюдаем и в отношении церковных богаделен. Частными лицами и обществами содержалось 772 богадельни на 9549 проживающих, а на казенные и церковные средства 96 богаделен на 1369 мест. Приведенные данные свидетельствуют о «лучшем» периоде церковной и церковно-приходской благотворительности. Разумеется, что в предшествующие десятилетия ее размах был значительно меньшим. Заметную роль в формировавшейся системе государственнообщественного призрения играли учреждения, «на особых основаниях управляемые». Эти учреждения, действовавшие на особых основаниях, возникшие в предшествующую эпоху, развили активную деятельность. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах к 1902 г. располагало уже 135 домами с капиталом в 1126 тыс. руб.1 Оно выпускало журнал «Трудовая помощь», пользовавшийся большой популярностью. Журнал посвящался вопросам благотворительности, общественного призрения и организации трудовой помощи. В нем публиковался опыт работы разных губерний и статьи известных исследователей и общественных деятелей в области социальной работы. О неравномерности распределения благотворительных обществ говорят следующие цифры. В одной лишь Лифляндской губернии приходилось 52 благотворительных общества на -яз1Боровой Л. Благотворительность.// Энциклопедический словарь института «Гранат». Т. 6. С. 19. |
66 тыс., Уфимской 12, 4 тыс. Однако почти 85% из них тратились на нужды церкви и причта. На приходские школы и собственно благотворительность оставалось около 15%. При этом и из этих средств львиная доля доставалась приходским школам. Хотя отчеты православного ведомства не выделяют долю средств, расходовавшихся отдельно на школы и благотворительную деятельность, что уже само по себе является показателем, исследователи отмечали, что «школьное дело всегда и везде привлекает к себе, по сравнению с благотворительностью, гораздо большее внимание и большие симпатии». Следовательно, на собственно благотворительные цели тратилось, быть может, даже в несколько раз ниже действительных расходов на этот предмет, то есть в несколько раз меньше, чем на школы. Таким образом, даже в конце N 1890-х гг. попечительства не могли тратить на благотворительность свыше 100, максимум, 200 тыс. руб.1.43 В том числе в той же Вятской епархии в год на благотворительность тратилось в самые лучшие времена не более 500 руб. Но и эти деньги зачастую тратились на нужды, связанные с богослужениями, например, на оплату «церковный треб». Благотворительная деятельность православной церкви не сводилась к участию в создании попечительств. Церковь имела и собственную систему богоугодных заведений, формировавшуюся веками, где содержались преимущественно монахи и церковнослужители. В 1899 г. при православных церквах состояло 68 больниц на 905 кроватей. Однако большая часть из них содержалось на средства частных и общественных благотворителей (49 больниц на 673 кровати), тогда как на казенном и церковном иждивении состояло лишь 19 больниц на 232 кровати. (Обращают на себя внимание крайне малые размеры «больниц» в среднем на 13-14 человек, что свидетельствует об ограниченном объеме медицинской помощи в них). Такую же 'ШрЙЙйу 67 мы наблюдаем и в отношении церковных богаделен. Частными лицами и обществами содержалось 772 богадельни на 9549 проживающих, а на казенные и церковные средства 96 богаделен на 1369 мест. Приведенные данные свидетельствуют о «лучшем» периоде церковной и церковно-приходской благотворительности. Разумеется, что в предшествующие десятилетия ее размах был значительно меньшим. В целом же роль этого сектора благотворительной помощи в начале XX в. можно охарактеризовать словами современника: «... как действительно незначительна и даже ничтожна благотворительная деятельность приходских попечительств, оторванных ... от земской жизни и деятельности населения. Вся их деятельность в Империи в этой области, даже с присоединением деятельности по церковно-приходским школам, выражается суммой расхода, не превышающего расхода, например, только одного С.-Петербургского частного благотворительного Общества попечения о бедных и больных детях»1.44 Заметную роль в формировавшейся системе государственнообщественного призрения играли учреждения, «на особых основаниях управляемые». Наряду с церковно-приходскими попечительствами наиболее масштабными были: императорское Человеколюбивое общество. К 1908 г. оно имело 66 учебно-воспитательных заведений, 76 богаделен, 36 заведении, занимавшихся предоставлением бесплатных и дешевых квартир. В общей сложности в них призревалось около 10 тыс. человек, а расходы составляли свыше 1,1 млн. руб. Кроме того, обществу принадлежали 33 медицинских учреждения, 3 ночлежных приюта, 11 столовых, 7 учреждений трудовой помощи. В том же 1908 г. их помощью воспользовались 156,9 тыс. человек, а расходы составили 649,1 тыс. руб.145; ведомство императрицы Марии Федоровны. К 1881 г. в нем состояло 459 учебных и благотворительных заведений, где |