Проверяемый текст
Колебакина, Елена Юрьевна; Общественное призрение и благотворительность в архангельской губернии, конец XUIII- начало XX вв. (Диссертация 2002)
[стр. 86]

8 6 каждые 100 тыс.
населения, в Эстляндии 26, Курляндии 20, СанктПетербургской губернии 17, Московской губернии 14, а во всех остальных не более 7.
Общее число действующих в России учреждений благотворительного характера на 1910 г.
составило 4762 общества и 6278 заведений (в это число вошли, как органы публичного призрения, так и частные
общества)1.
Самостоятельное благотворительное ведомство образует Императорское Человеколюбивое общество, основанное при Александре I в 1802 г.
В 1804 г.
комитетом этого общества была выбрана и одобрена императором программа,
ио которой на него возлагалось: «1) домовое призрение бедных больных; 2) диспснсарий в разных частях города; 3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах; 4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями; 5) призрение искаженных природой или случаем, воспитание глухонемых и другие богоугодные заведения»2.
Общество считало обязанным помогать всем страждущим: престарелым, убогим, больным, малолетним сиротам и детям бедных родителей.
При Александре
ведении этого общества было 19 учреждений.
В 1819 г.
но приказу Александра
1 и отчету о посещениях тюрем в СанктПетербурге было открыто Попечительное о тюрьмах благотворительное общество.
Президентом его стал министр духовных дел и просвещения, а главой попечитель Человеколюбивого общества князь
А.И.Голицып.
Цель общества нравственное исправление преступников.
Благотворительные тюремные комитеты оказывали помощь освобождающимся из-под стражи или отбывающим срок наказания, помогали семьям заключенных и каторжников, занимались призрением детей, матери которых находились
иод стражей, содержали приюты и ясли, организовывали мастерские, где арестантки шили одежду для себя, детей и на продажу.
В последующие периоды деятельность эти благотворительных тюремных комитетов была расширена.
К 1908 г.
оно 1Прюрашс общественное.// Энциклопедический словарь института «Гранат».
Т.
33, С.
452.
2 Волков Н.
Краткий очерк Императорского Человеколюбивого общества.
Владикавказ, 1899// Антология социальной работы.
М., 1994.
Т.1.
С.155.
[стр. 31]

инициативе был учрежден новый повивальный институт для снабжения губерний знающими свое дело повивальными бабками.
В 1828 г.
императрица приняла под свое покровительство некоторые заведения приказов общественного призрения, для управления которыми был учрежден попечительный совет.
После смерти Марии Федоровны Ведомство продолжало действовать под покровительством императриц.
Во время правления Николая I оно занималось организацией женского образования и детского призрения в провинции.
В 30-е гг.
XIX в.
в результате холерных эпидемий в России резко увеличилось количество сирот.
Имеющиеся приюты и сиротские дома не смогли решить этой проблемы.
В 1839 г.
было принято новое положение о детских приютах.
В нем была поставлена цель не столько обучать детей, сколько служить пристанищем для детей сирот и детей бедных родителей, остающихся во время занятий их домашних без призора.
В 1855 г.
в Ведомстве императрицы Марии состояло 365 учебных и прочих благотворительных заведении .
Самостоятельное благотворительное ведомство образует Императорское Человеколюбивое общество, основанное при Александре I в 1802 г.
В 1804 г.
комитетом этого общества была выбрана и одобрена императором программа,
по которой на него возлагалось: «1) домовое призрение бедных больных; 2) диспенсарий в разных частях города; 3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах; 4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями; 5) призрение искаженных природой или случаем, воспитание глухонемых и другие богоугодные заведения»32.
Общество считало обязанным помогать всем страждущим: престарелым, убогим, больным, малолетним сиротам и детям бедных родителей.
При Александре
I в ведении этого общества было 19 учреждений.
В 1819 г.
но приказу Александра
I и отчету о посещениях тюрем в СанктПетербурге было открыто Попечительное о тюрьмах благотворительное общество.
Президентом его стал министр духовных дел и просвещения, а главой попечитель Человеколюбивого общества князь
А.И.Голицын.
Цель 31

[стр.,32]

общества нравственное исправление преступников.
Благотворительные тюремные комитеты оказывали помощь освобождающимся из-под стражи или отбывающим срок наказания, помогали семьям заключенных и каторжников, занимались призрением детей, матери которых находились
под стражей, содержали приюты и ясли, организовывати мастерские, где арестантки шили одежду для себя, детей и на продажу, Б последующие периоды деятельность эти благотворительных тюремных комитетов была расширена.
Имея общие цели, существовавшие общества отличались контингентом призреваемых и формами оказания помощи.
Ведомство учреждений императрицы Марии преимущественно оказывало помощь женщинам, детям и лицам с недостатками слуха и зрения, используя для этого закрытые формы призрения.
Императорское Человеколюбивое общество я попечительное о тюрьмах общество наиболее активно применяли в своей деятельности открытые формы помощи нуждающимся (дешевые и бесплатные квартиры и столовые, денежные пособия, ночлежные дома и т.д.).
Среди традиционных категорий нуждающихся следует особо выделить еще одну, приведшую в середине XIX в.
к созданию особой формы подвижничества.
Это помощь раненым и больным воинам, которая существовала еще раньше, чем гражданским лицам.
Общественное движение в этой сфере социальной помощи стало складываться на волне патриотического подъема 1812 г.
В этом году в Санкт-Петербурге по инициативе императрицы Елизаветы Алексеевны было создано «Петербургское патриотическое общество дам».
Общество ставило перед собой задачу оказания разовой материальной помощи, содействие в госпитализации, устройство детей бедных родителей в училища, помощь в поиске жилья и призрение сирот.
В 1814 г.
Александр I основал Комитет вспомоществования раненым воинам.
В середине XIX в.
эта сфера благотворительности приобретает форму подвижничества уход молодых женщин в общины сестер милосердия.
Это движение явилось следствием целого ряда причин: войны приводили к появлению большого количества раненых, нуждающихся в помощи; недостаток обслуживающего 32

[стр.,46]

1910 г.
составила 1813 809 руб.
80 кон.
Попечительство о домах трудолюбия и работных домах к 1902 г.
располагало уже 135 домами с капиталом в 1126 тыс.
руб.56 Оно выпускало журнал «Трудовая помощь», пользовавшийся большой популярностью.
Журнал посвящался вопросам благотворительности, общественного призрения и организации трудовой помощи.
Там публиковался опыт работы разных губерний и статьи известных исследователей и общественных деятелей в области социальной работы.
О неравномерности распределения благотворительных обществ говорят следующие цифры.
В одной лишь Лифляндской губернии приходилось 52 благотворительных общества на каждые 100 тыс.
населения, в Эстляндии -26, Курляндии 20, Санкт-Петербургской губернии 17, Московской губернии 14, а во всех остальных не более 7.
Общее число действующих в России учреждений благотворительного характера на 1910 г.
составило 4762 общества и 6278 заведений (в это число вошли, как органы публичного призрения, так и частные
общества)57.
Деятельность различных общественных, государственных и частных благотворительных учреждений в России начала XX в.
по-прежнему не имела четкой структуры и координирующего центра, что значительно затрудняло их работу.
Несогласованность благотворительных действий разных уровней часто приводила к нецелесообразному использованию сил и средств.
Первой попыткой консолидации было создание полечительств и союзов, объединяющих несколько учреждений, например: Попечительство о домах трудолюбия иjiii Союз учреждений детской помошн в Санкт-Петербурге, посвятившими свою деятельность делу помощи детям.
В состав последнего к 1904 г.
вошло 49 учреждений и обществ, посвятившим свою деятельность делу 58 помощи детям .
В 1909 г.
для решения згой задачи возникло новое общество «Всероссийский союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению».
Общество ставило перед собой следующие задачи: изучение вопросов призрения (его современного положения); пропаганда рациональных форм и способов благотворительности; 46

[Back]