Проверяемый текст
Задворнова, Елена Евгеньевна; Государственно-общественное призрение на Урале, последняя треть XVIII - начало XX века (Диссертация 2001)
[стр. 90]

содержащегося в богадельне тратилось менее 12 руб., или менее одного рубля в месяц, то есть втрое ниже той минимальной нормы, о которой мечтали организаторы социального призрения.
В марте 1906 г.
для регламентации деятельности благотворительных обществ и их союзов впервые был принят отдельный общий законодательный акт «Временные правила об обществах и союзах».1В нем определялся новый еще более упрощенный порядок образования обществ.
«Общества и союзы могут быть образуемы без испрошения на то разрешения правительственной власти, с соблюдением правил, изложенных в нижеследующих статьях»2.
«Временные правила...» без изменений были основным законодательным документом, определяющим и регламентирующим деятельность благотворительных обществ вплоть до 1917г.
Однако, несмотря на рост государственной и особенно частной поддержки, положение дел в этой области было далеко не таким радужным, как это пытаются представить некоторые современные исследователи.
Приведем лишь один статистический факт: Всероссийская перепись населения 1897 г.
показала, что в стране регулярно занимались нищенством 253757 человек, а вместе с членами семей число живущих на подаяние составило 363,2 тыс.
Если к этой группе добавить тех, для кого нищенство являлось побочным занятием, то численность нищих в империи превышала 400 тыс.
человек.
Таким образом, если за счет различных форм закрытого и открытого призрения содержалось к началу XX в.
около миллиона человек, то, по крайней мере, еще 400 тыс.
нуждались в призрении, но получить его могли только в виде подаяния.
Виды
богоугодных учреждений не отличались особым разнообразием.
Главным образом содержались больницы (городские и уездные), иногда фельдшерские и повивальные школы и богадельни.
Существовавшие земские благотворительные учреждения, не могли быть признанными достаточными для такой обширной территории, как Россия, где в 1 ПСЗ-Ш.
Т.26.
№ 27479.
До этого времени деятельность блашгворшпсльных обществ регламентировал Устав общественного призрения.
' Там же.
Ст.2.
[стр. 68]

68 обучались и содержались свыше 20 тыс.
человек, а к началу XX в.
число подведомственных учреждений и обществ выросло почти до 700; свыше 200 обществ и организаций объединяло императорское Человеколюбивое общество; 518 обществ и заведений принадлежали Российскому обществу Красного Креста; в 1895 г.
было учреждено Попечительство о домах трудолюбия, курировавшее свыше 300 заведений; Министерство финансов поддерживало свыше тысячи обществ трезвости с их дешевыми столовыми и чайными; свыше 700 / обществ (в основном, благотворительно-тюремных комитетов) частично финансировало Министерство юстиции и т.д.
Всего в конце XIX в.( по данным комиссии К.К.
Грота.
За 1899 г.) было поставлено на учет 7505 благотворительных обществ и заведений.
Из них 82% основано после отмены крепостного права.
Например, до XVI11 в.
было основано 54 богадельни, в XVI11 в.
86, в первой половине XIX в.
501, а только за два неполных десятилетия с 1881 по 1899 г.
1182 богадельни.
Таким образом, половина богаделен, имевшихся в конце XIX в., возникла в 80 90 гг.146 По сведениям Статистического отдела канцелярии по учреждениям императрицы Марии за 1901 г., всего в России функционировали 2393 богадельни, располагавшие собственной недвижимостью на сумму в 41 млн.
руб.
и капиталами в 53 млн.
руб.
Годовые расходы составили около 8 млн.
руб.
Помощью богаделен воспользовались 670 тыс.
человек.
Однако несмотря на внушительные количественные показатели, качество обслуживания оставалось крайне низким.
Простой подсчет показывает, что в год на одного содержащегося в богадельне тратилось менее 12 руб., или менее одного рубля в месяц, то есть втрое ниже той минимальной нормы, о которой мечтали организаторы социального призрения147.


[стр.,70]

70 «ночлежки»), условия пребывания в них были крайне неблагоприятными: и в плане бытовых условий (расстояние между кроватями 0,5 аршина, зачастую нары или даже соломенные тюфяки на полу); и в плане строгости режима, вводимого ради воздействия на «нравственное поведение».
Гораздо лучшие условия имелись в учреждениях квартирного типа, но и они, по свидетельству современников, также не отличались повышенным комфортом.
По данным за 1898 г., подобных заведений всех типов ( ночлежные дома, квартиры, комнаты, общежития и т.п.), содержавшихся на благотворительные средства, насчитывалось 387.
Свыше половины из них находились в губернских городах.
Число лиц, воспользовавшихся помощью этих заведений (включая одну ночь, проведенную в ночлежном доме) достигло в том же году 676,8 тыс.
Годовые расходы составили 461.6 тыс.
руб., менее рубля в год на человека1'49.
Несмотря на рост государственной и особенно частной поддержки, положение дел в этой области было далеко не таким радужным, как это пытаются представить некоторые современные исследователи.
Приведем лишь один статистический факт: Всероссийская перепись населения 1897 г.
показала, что в стране регулярно занимались нищенством 253757 человек, а вместе с членами семей число живущих на подаяние составило 363, 2 тыс.
Если к этой группе добавить тех, для кого нищенство являлось побочным занятием, \ то численность нищих в империи превышала 400 тыс.
человек.
Таким образом, если за счет различных форм закрытого и открытого призрения содержалось к началу XX в.
около миллиона человек, то, по крайней мере, еще 400 тыс.
нуждались в призрении, но получить его могли только в виде подаяния1'50.
В
начале XX в.
ключевой проблемой призрения нуждающихся было отсутствие едг%*гва в деятельности различных ведомств,

[Back]